Новые факторы российско-грузинских отношений

После срыва заседания Межпарламентской ассамблеи православия в Тбилиси летом 2019 г. Россия и Грузия приостановили прямые переговоры в пражском формате на неопределенный срок в связи с чем возникли серьезные опасения за будущее их отношений. На этой неделе стало известно, что Москва и Тбилиси все же намерены сохранить прямой канал дипломатического общения, причем Россию продолжит представлять Г. Карасин даже несмотря на его переход со службы в Министерстве иностранных дел в Совет Федерации.

Новый раунд переговоров в пражском формате запланирован на 28 ноября. Если сроки очередной встречи определены предварительно, то повестка известна довольно точно. Стороны обсудят новые политические, экономические и социальные реалии двусторонних отношений, образовавшиеся после серии антироссийских акций в Тбилиси в июне этого года. В частности, ожидается принятие совместного решения по вопросу об авиасообщении между странами[1].

За несколько дней до сообщений о возобновлении встреч Карасина и Абашидзе было объявлено, что работа на данном направлении уже начата. Ряд российских авиаперевозчиков сообщил о том, что они получили разрешение на рейсы в некоторые города Грузии – Тбилиси, Кутаиси и Батуми. В положительном ключе информацию о возобновлении авиасообщения с Россией начали тиражировать и грузинские СМИ[2].

Тем не менее больших ожиданий на счет нового раунда пражских переговоров у обеих сторон нет. За прошедшие с «Ночи Гаврилова» месяцы ситуация в отношениях Грузии и России существенно усложнилась. Появились новые внутриполитические и внешнеполитические факторы, которые становятся серьезным препятствием для продолжения примирительного тренда.

Гораздо более жесткую позицию по российскому вопросу заняла грузинская оппозиция. Именно депутаты оппозиционных партий Европейская Грузия и Национальное движение подняли уже не столь популярную в обществе тему конфликта с северным соседом и с лета не ослабили антироссийской риторики. Новость о продолжении встреч в пражском формате грузинская оппозиция встретила враждебно, указывая на то, что после перехода в Совет Федерации Карасин не уполномочен вести диалог с Грузией от лица России[3].

Хотя на нового премьер-министра Грузии Г. Гахарию возлагают определенные ожидания в плане восстановления отношений с Москвой, из-за непростой внутриполитической ситуации спектр его возможностей существенно ограничен. Наравне с Россией Гахария был объектом нападок оппозиции летом, а потому в условиях подготовки к досрочным парламентским выборам в 2020 г. любой, даже самый осторожный шаг навстречу России будет трактован оппозицией как предательство национальных интересов.

Грузинская оппозиция давно высказывается против прямых переговоров между Россией и Грузией, называя их непропорциональными и бесперспективными, и выступает за более активное вмешательство в российско-грузинские отношения международных посредников. И если в контексте общего сокращения интереса США к Кавказу, наблюдавшегося последние десять лет, эти идеи по большому счету были лишь сухими политическими клише, то в условиях нарастающей конкуренции США с Россией, Турцией и Ираном как на глобальном, так и локальном уровне влияние внешнего фактора в российско-грузинских отношениях становится все более ощутимым.

Принятые в октябре Палатой представителей Конгресса США Акт в поддержку Грузии и Резолюция о признании геноцида армян (при всей противоречивости последнего документа) стали своего рода декларацией новой политики США на Кавказе. Вашингтон намерен восстановить утраченные позиции и потеснить своих региональных конкурентов – Россию, Турцию и Иран.

В апреле-мае 2020 г. в Грузии пройдут масштабные учения НАТО «Защитник Европы 2020», в которых будет задействовано до 40 тыс. военнослужащих из стран альянса, в том числе 20 тыс. американских военных. Из заявления европейского командования США следует, что целью учений признано «повышение военной готовности альянса для сдерживания потенциальных противников». Таким образом Вашингтон посылает своим конкурентам в регионе довольно очевидный сигнал, что Кавказ и, в частности, Грузия остаются важным элементом евроатлантической системы безопасности[4].

Пресс-служба Министерства обороны Грузии сообщила в этой связи о том, что в стране начинается массовая программа модернизации военных объектов для приведения их к стандартам НАТО. Предполагается строительство казарм нового типа, спортивных площадок и плавательных бассейнов. Также запланирован переход на новую военную униформу, полное обновление экипировки и индивидуальных рационов питания личного состава. В ближайшее время работы начнутся на базе Мухровани, следующим объектом модернизации станет тренировочный центр Палдо[5].

В рамках прошедшего 30-31 октября в Тбилиси форума народной дипломатии НАТО-Грузия, организованного Информационным центром НАТО и ЕС при МИД Грузии, состоялись переговоры министра иностранных дел Залкалиани и спецпредставителя американского Центра глобального взаимодействия при Госдепартаменте Ли Габриель. Американский чиновник заявил, что США рассматривают Грузию в качестве важнейшего партнера в регионе и целиком поддерживают ее евроатлантические амбиции, а потому намерены оказать ей помощь в организации противодействия «российской дезинформации и агрессивной пропаганде», которые препятствуют реализации ее стратегических планов[6].

Помимо этого, госпожа Ли Габриель в очередной раз подтвердила полную поддержку со стороны США территориальной целостности Грузии, что с учетом текущего положения в зоне абхазского и, в особенности, осетинского конфликтов имеет важное политическое значение.

В последние дни октября между Грузией и Россией разгорелся новый спор по вопросу о бордеризации грузино-осетинской границы. Южная Осетия, считающая границу с Грузией государственной, при поддержке российской стороны начала возведение пограничных инженерных объектов (заборов, маркировочных столбов, постов охраны), что вызвало серьезное раздражение в Тбилиси, в особенности со стороны оппозиции. В ответ правительство стало открывать дополнительные полицейские блокпосты на пограничных пунктах, а актив оппозиционных партий провел в пограничной зоне серию протестных акций[7].

Если ранее этот вопрос мог быть урегулирован в рамках пражского формата, то в новых реалиях российско-грузинских отношений, даже при условии, что эта тема будет фигурировать на переговорах Карасина и Абашидзе, выработка приемлемого для обеих сторон решения крайне маловероятна. Из-за усиливающегося вмешательства США и активизации оппозиционных движений, пользующихся широкой международной поддержкой, официальный Тбилиси также вынужден занять более жесткую позицию в переговорах с Москвой.

Таким образом произошедший летом между Россией и Грузией конфликт все-таки оказал значительное деструктивное воздействие на межгосударственный диалог. Конечно, прямые переговоры между ними сохранятся, в немалой степени благодаря пражскому формату, однако это максимум того, на что можно рассчитывать в среднесрочной перспективе. Для возвращения позитивной динамики в отношения Москвы и Тбилиси необходимо ждать следующего окна возможностей.

Иван Сидоров