США готовятся к выборам в Грузии

Вторая половина 2019 г. для Грузии ознаменовалась мощным всплеском политической активности. Противники правящей партии «Грузинская мечта» цеплялись за любой повод для организации протестных акций, однако не добились сколь-нибудь существенных успехов. Обещанная властями реформа избирательной системы так и не была проведена, в то время как до парламентских выборов, намеченных на октябрь 2020 г., остается все меньше времени.

Затянувшийся политический кризис в Грузии привлек к себе внимание в мире. Особое беспокойство события в Республике вызывают у США как у главного международного патрона грузинского демократического проекта. Поражение оппозиции и укоренение авторитарного тренда в Грузии будет не только означать провал политического курса Вашингтона в стране, но и в очередной раз подтвердит невостребованность демократической модели в мире в целом, что условиях кризиса американской гегемонии станет серьезным ударом по США.

Для того, чтобы сохранить политические завоевания в Грузии, США решили перейти в наступление. Группа связанных с грузинским направлением конгрессменов – Адам Кизингер, Гарри Конноли, Эллиот Энджел и Майкл Маккол – подготовили коллективное письмо, в котором перечислили основные претензии Вашингтона к работе грузинского правительства и лично премьер-министра Г. Гахарии.

Первостепенным вопросом признана нарастающая угроза демократии в Грузии. Конгрессмены выразили озабоченность в связи с использованием партией власти административного ресурса для сохранения центрального положения в политической системе, попытками ограничить свободу слова и коррумпировать судебную власть. Авторы письма строго призывают руководство встать на защиту демократических институтов и принципов, для чего, в частности, премьер-министра Гахарию настоятельно попросили обеспечить проведение легитимных парламентских выборов, «защищенных от внутреннего и иностранного вмешательства»[1].

Вслед за посланием парламентского квадроумвирата член Палаты представителей, республиканец Марквейн Маллин подготовил еще одно критическое письмо в адрес грузинского правительства. Маллин уделил большее внимание экономическим проблемам и, в частности, выразил глубочайшее разочарование в связи с тем, что правительство не способно гарантировать безопасность внешних (европейских и американских) инвестиций. В качестве примера Маллин привел американскую нефтегазовую компанию Frontera Resources, руководство которой стало жаловаться на то, что грузинское правительство пытается ограничить ее деятельность[2].

Экономические разногласия между Грузией и США в действительности еще серьезнее, чем указал в письме Маллин. В начале января 2020 г. грузинское правительство расторгло соглашение с «Консорциумом развития Анаклии», который должен был обеспечить финансирование строительства одноименного глубоководного порта стоимостью $2.5 млрд, чем серьезно нарушило планы Вашингтона[3].

Свое решение правительство аргументировало тем, что один из главных учредителей консорциума банк TBC Holding, принадлежащий бизнесмену и политику М. Хазарадзе, не смог привлечь порядка $620 млн инвестиций и подготовить необходимую документацию. Глава TBC Holding Хазардзе считает это решение политически мотивированным. Летом 2019 г., как раз в период активизации оппозиции, между Хазардзе и лидером партии «Грузинская мечта» Иванишвили произошел конфликт. Политики обвинили друг друга в срыве строительства порта Анаклия, после чего Хазардзе объявил о создании политического движения Lelo, которое бросит вызов «мечтателям» Иванишвили на парламентских выборах в октябре[4].

В результате крупнейший инвестиционный проект, стратегическая важность которого закреплена в грузинской Конституции, оказался предметом внутриполитической борьбы. США делали на него большую ставку, поскольку порт в Анаклии способен обеспечить полную экономическую независимость Грузии от Турции, Ирана и России и предоставить необходимую инфраструктуру для углубления американо-грузинского военного партнерства. Теперь же дальнейшая судьба проекта стала крайне неопределенной.

Провал правительства в портовом вопросе стал для США последней каплей. В письме конгрессмена Маллина в этой связи даже содержится угроза применения против Грузии избирательных санкций, в случае если она не вернется к демократическому курсу развития. После двухлетнего перерыва в страну был назначен чрезвычайный полномочный посол Келли Дегнан – опытный дипломат, имеющий богатый опыт работы в Италии, Турции, Афганистане и Косово[5]. К критике правительства присоединился и ветеран грузинской политики М. Саакашвили, подготовивший программную статью, в которой призвал США дать в Грузии решительный отпор авторитаризму[6].

Политическую решимость в отношении Грузии США подкрепляют результатами свежих опросов общественного мнения. Американский Национально-демократический институт (NDI) обнародовал данные о партийных предпочтениях грузинского общества. Поддержка «Грузинской мечты» постепенно ослабевает – за нее проголосовали бы 20% опрошенных. Вместе с тем популярность оппозиционных партий увеличивается. За Единое национальное движение готовы проголосовать 13% опрошенных (по сравнению с 9% весной 2019 г.), за «Европейскую Грузию» 8%, за Лейбористскую партию 5%[7].

Несмотря на воодушевление оппозиционных партий данные социологических опросов сложно считать серьезным аргументом. Особенно в условиях апатичности электората. Как отмечает грузинский политолог Валерий Чхартишвили, в марте 2016 г., согласно опросам того же NDI, поддержка «Грузинской мечты» была ниже сегодняшних показателей – на уровне 15%. Однако это не помешало партии Иванишвили получить 49% мандатов и сформировать парламентское большинство[8].

Издание Грузия Online и вовсе считает, что угрозы США в адрес грузинского правительства абсолютно бессмысленны. Пока что Иванишвили и «Грузинская мечта» действуют строго в правовом демократическом поле, а их отказ изменить систему с мажоритарной на пропорциональную не тянет на преступление против человечности, особенно учитывая, что, например, избирательная система США полностью мажоритарная[9].

Большие вопросы вызывает и стратегия США. Посол Дегнан отметила, что ее деятельность в Грузии будет нацелена на поддержку борьбы Грузии за свободу (как когда-то боролись США) и ее защиту от российского влияния. Между тем другой опрос общественного мнения, проведенный еще в ноябре 2019 г. Международным республиканским институтом (IRI), показывает, что грузинское общество волнуют совсем другие проблемы, а именно безработица (68%), высокая стоимость жизни (45%) и бедность (21%). Проблемы отношений с Россией беспокоят лишь 6% респондентов[10].

Американская политика в Грузии полна действия, но лишена каких бы то ни было смыслов. Воодушевленная обширным вниманием грузинская оппозиция назначила на 4 февраля новое пикетирование здания парламента. Примерно в это же время официальная парламентская делегация отправится в США для дачи, как выразился спикер парламента Арчил Талаквадзе, разъяснений по интересующим американских друзей вопросов. Тем временем политический процесс в стране зашел в тупик.

Иван Сидоров