Конституционная реформа как финальный аккорд революции в Армении

В апреле 2020 г. исполняется два года революции в Армении, которая отстранила от власти «карабахский клан», открыв дорогу к государственному управлению представителям столичной либеральной оппозиции во главе с Н. Пашиняном. Но несмотря на уже достаточно немалый срок заметных преобразований экономической и общественной жизни не последовало. Все чем занята новая элита на протяжении двух лет – укрепление собственной власти.

Подводя итоги 2019 г. для Армении, электронное издание «Кавказский узел» отметило, что политическая ситуация в стране вызывает серьезное беспокойство. Избавляясь от конкурентов, правительство Пашиняна довольно грубо вмешивается в общественные отношения. Как следствие, демократические институты ослабевают: на работу государственных органов оказывается давление из аппарата правительства, принимаются законы, ограничивающие свободу слова. Суверенитет государства размывается, во внутренних делах Армении быстро растет влияние иностранных игроков (особенно европейских структур).

Главным внутриполитическим процессом в Армении стал крестовый поход премьер-министра Пашиняна против бывшего президента страны Роберта Кочаряна. На защиту Кочаряна встали его политические сторонники, власти Нагорного Карабаха и Конституционный суд (КС) Армении, возглавляемый Грайром Товмасяном. Вместе им удалось приостановить дело и не допустить его превращения в личную вендетту. Тогда Пашинян изменил тактику, направив основные усилия на борьбу с Конституционным судом.

В мае 2019 г. Пашинян объявил о том, что в стране начинается второй этап революции, под которым премьер понимает восстановление «народной власти над судами в стране». Конфликт с КС и его главой обострился. Сторонники Пашиняна предприняли попытку (безуспешную) заблокировать работу судов в Армении, против Товмасяна было заведено уголовное дело, а на его семью оказано мощное политическое давление. В конце года министр юстиции Рустам Бадасян предложил действующим судьям добровольно уйти в отставку в обмен на пожизненную пенсию в размере зарплаты и премий (порядка $2.3 тысяч в месяц).

К формированию доказательной базы против главы КС Армении присоединился лично премьер-министр Пашинян, обвинивший Товмасяна в том, что тот был излишне учтив к нему при личном общении и подарил шариковую ручку с целью «расположения к себе». На заявление Пашиняна немедленно отреагировали адвокаты Товмасяна, пообещавшие добиться возбуждения дела по статье «клевета».

Факт того, что армянская судебная система (как и другие ветви власти), которую представляет Товмасян, в немалой степени коррумпирована установлен как местными, так и международными правозащитными организациями, и мало у кого вызывает сомнения. Но факт системной коррупции не является доказательством по делу каждого конкретного лица. Обвинению по делу Товмасяна не удалось составить убедительную доказательную базу, в результате чего возникла необходимость прибегнуть к таким комичным и не имеющим ничего общего с правом методам.

Понимая, что добиться подчинения Конституционного суда в рамках сложившегося политико-правового устройства практически невозможно, следуя легальной процедуре, Пашинян решил подойти к решению проблемы радикально и целиком изменить судебную систему. Народ Армении все еще лояльно настроен к новой власти (рейтинг доверия Пашиняну колеблется в районе 75%). Кроме того, Пашинян имеет большинство в Национальном собрании – 88 мандатов из 132 принадлежат депутатам проправительственной фракции «Мой шаг».

По указанным причинам Пашинян решил перенести борьбу за Конституционный суд на подконтрольное ему поле. Под занавес ушедшего года министр юстиции Бадасян сообщил о том, что в 2020 г. в Армении может быть проведена конституционная реформа. Уже в начале января наступившего года, стало ясно, что реформа не только возможна, но и неизбежна. К 30 января была образована профильная комиссия по конституционным реформам, куда вошли 15 человек из числа крупных юристов, представителей власти, европейских институтов по правам человека и местных НКО.

Главной целью конституционной реформы, как заявили представители власти, станет изменение судебной системы. Редакция основного закона 2015 г. наделяет Конституционный суд исключительными полномочиями, благодаря чему он стал бастионом оппозиции после революции 2018 г., что безусловно создает серьезную угрозу для постреволюционного правительства.

Текст Конституции 2015 г. при всех ее недостатках был принят всенародным референдумом и одобрен Венецианской Комиссией Совета Европы, а потому целиком легитимен. Внесение новых же поправок продиктовано исключительно политическими соображениям, что не является большим секретом. Заявки на участие в работе конституционной комиссии целого ряда юристов и общественных деятелей были отклонены по той причине, что они взаимодействовали со старой властью.

Конституция Армении в текущей редакции имеет гораздо более серьезные проблемы. Как известно, поправки в нее готовились с целью продления правления президента Саргсяна. Для этого смешанная, президентско-парламентская форма правления была заменена на парламентскую, а полномочия премьер-министра расширены. В 2015 г. оппозиционные партии «Армянский национальный конгресс» и Народная партия протестовали против поправок и пытались добиться отмены результатов референдума. Их активно поддерживал в этом и нынешний премьер-министр Никол Пашинян, который подписал коллективное исковое заявление оппозиции в Конституционный Суд.

Теперь же, оказавшись на вершине политической пирамиды, Пашинян не собирается менять природу власти Армении, сохраняя за премьер-министром (фактически за собой) расширенные полномочия. И более того он намерен усилить власть премьера, урезав полномочия Конституционного суда. В случае успеха конституционной реформы (для чего созданы все условия) власть Пашиняна в Армении станет абсолютной.

Армянская революция имела цель ликвидировать недостатки правления Республиканской партии, дать бой коррупции и укрепить в стране демократические институты. Однако в стремлении новой элиты к контролю над государством демократические ценности отошли на второй план, а все усилия были направлены на разрушение ключевого принципа демократического правления – разделения властей.

После окончательного разрешения конфликта с Конституционным судом у Пашиняна не останется серьезных внутренних препятствий для управления государством, но пройдет ли премьер испытание властью?

Иван Сидоров