Председатель Палаты представителей Конгресса США Ненси Пелоси, демонстративно разрывающая копию послания президента к нации, стала символом беспомощности демократической партии перед политическим ураганом по имени Дональд Трамп. Ни женщина-кандидат в президенты, ни расследование Мюллера, ни лояльные СМИ, ни мобилизация электората (даже из числа звезд Голливуда) не помогли американским либералам сдвинуть эту политическую глыбу хоть на дюйм. Трамп не только выдержал все атаки на себя, но и большую часть обратил в свою пользу.
Проиграв процедуру импичмента, демократы начали оправдываться, что изначально и не рассчитывали на победу из-за Сената, где 53 из 100 мест занимают республиканцы, а лишь хотели продемонстрировать стране «насколько коррумпирован действующий президент». Если такая мотивация вызывает большие сомнения, то абсолютно точно можно утверждать, что своим проигрышем демократы значительно упрочили позиции Трампа на предстоящих выборах. В глазах американцев он стал победителем, одержавшим верх над противниками, затеявшими против него нечестную игру, а Америка верна своей мечте.
Самая большая проблема демократов заключается в том, что партия переживает далеко не самые лучшие времена. Американские либералы так упорно продвигали идею разнообразия (diversity), что прежде всего атомизировали собственный электорат. На внутренних выборах тяжеловесы Демократической партии проигрывают малоизвестным политикам. Так, в противники Берни Сандерсу и Джо Байдену прочат некоего Питта Буттиджича, бывшего мэра городка Саут-Бенд в штате Индиана, без труда обошедшего Байдена на кокусах в Айове. С другой стороны, поддержка Д. Трампа внутри партии практически абсолютна и достигает 97%.
В чем же заключается секрет Д. Трампа? Несмотря на немолодой возраст (73 года) Трамп является олицетворением политики постмодерна. Взяв на вооружение дух завоевателей эпохи Нового времени и Великих географических открытий, напор и политическую изворотливость лидеров периода развитого капитализма второй половины XIX в. и информационные технологии эры постправды, когда истинно все, что в тренде, Трамп задал новый тон американской политике и международным отношениям. Его практически невозможно победить, поскольку, когда враг наступает, Трамп пафосно объявляет о мире и немедленно начинает блицкриг, оставляя после себя выезженную землю. И все это может разворачиваться на протяжении одних суток, в нескольких точках земного шара.
Трамп выгодно отличается от своих противников не только тем, что идеологи Республиканской партии глубже изучили тонкости политической философии, но и тем, что Трампа можно назвать первым президентом (лидером в принципе) за долгое время, который исполняет собственные идеологические программы. В послании к Конгрессу «О положении страны», бланк с которым Пелоси так показательно уничтожила на глазах всей нации, содержался отчет о реально проделанной работе администрации Трампа за весь срок его президентства. Большая часть инициатив была подчинена достижению главной цели – возвращения «величия» Америке (Make America Great Again), причем внутриполитические реформы оказались в приоритете.
Это нашло прямое отражение в выступлении Трампа в парламенте. Президент отчитался о том, что промышленность стала возвращаться в США, экономический рост ускорился, уровень доходов населения увеличился, а безработица сократилась. Кратно возросла мощь вооруженных сил, стоящих на страже глобальных интересов США. При этом, внешней политики Трамп коснулся лишь вскользь, упомянув устранение лидера ИГ (запрещено в РФ) Абу Бакра аль-Багдади и иранского генерала Сулеймани, а также выгодное торговое соглашение с Китаем. Все эти шаги получили широчайшую поддержку со стороны американского общества.
Противники Трампа пытаются представить достижения своего оппонента как незначительные. В частности, демократы ссылаются на данные Министерства торговли США, в соответствии с которыми в 2019 г. рост американского ВВП составил 2.3%, что является самым низким показателем с 2016 г. Однако на избирателя эти выкладки оказывают минимальное влияние. По подсчетам социологических институтов, поддержка Трампа в обществе растет, причем пик его популярности пришелся на время подготовки импичмента. По подсчетам службы Gellup, в январе был достигнут самый высокий показатель одобрения работы президента за четыре года – 49%. При этом, большинство влиятельнейших американских изданий в унисон продолжают называть 45 президента «преступником».
В результате всех нападок со стороны своих противников Трамп упрочил свой авторитет и уверенно подходит к новому электоральному циклу. Шансы Трампа на победу очень велики, а это значит, что еще 4 года он будет задавать тон не только внутренней политики США, но и внешней. Хотя в послании к нации президент коснулся международной темы довольно поверхностно, при нем Вашингтон предпринял попытку произвести тектонические сдвиги в мировой политике. В случае победы Трампа эта политика будет продолжена.
Так же, как и во внутриполитическом измерении, на международной арене действия администрации Трампа подчинены цели сохранения и укрепления роли США в качестве глобального лидера. Трамп произвел ревизию отношений с союзниками в Европе и Америке, выставив им более жесткие условия сотрудничества, оказал мощнейшее давление на правящие режимы в КНДР, Венесуэле и Иране, напомнив о военно-политическом потенциале США, провел мощнейшую экономическую и информационную атаку на Китай, где в итоге то ли по воле провидения, то ли чьего-то умысла вспыхнула эпидемия коронавируса, поставившая под угрозу национальную безопасность.
Одной из последних инициатив Трампа стал мирный план урегулирования арабо-израильского конфликта. Взамен проведенной демократами ядерной сделки с Ираном Трамп предложил собственную «Сделку века» для Ближнего Востока. Как и большинство международных акций американского лидера, «видение мира» (vision for peace) между Израилем и Палестиной бросает вызов сложившейся практике и нацелено на грубый слом установившегося паритета.
Предлагаемая американцами площадь палестинского государства на 30% меньше в сравнении с зафиксированным в резолюциях ООН размером государства в границах 1967 г. Кроме того, палестинцы лишатся портов и аэропортов, территория их проживания будет сегментирована за счет создания новых еврейских поселений. Связь между палестинскими анклавами будет осуществляться по дорогостоящей системе коммуникаций, к строительству которых предполагается привлечь американских подрядчиков.
Созданная таким образом Палестина будет фактически целиком лишена государственного суверенитета. Столицу предлагается перенести в отдаленный пригород Иерусалима Абу-Дис, в то время как сам древнейший город окончательно окажется под полной властью Израиля. Палестину лишат контроля над воздушным пространством и границами, ей будет запрещено иметь армию и проводить самостоятельную внешнюю политику. Палестинским беженцам откажут в возвращении на родину.
Разумеется, подобный план вызвал острую международную реакцию. Практически весь исламский мир осудил произраильский план США, подготовленный затем президента Джаредом Кушнером. Лига арабских государств и Организация исламского сотрудничества провели экстренные заседания, где подтвердили свое единство в этом вопросе. Большой скепсис относительно американского плана выразили европейские страны и, в частности, Россия. В палестинских территориях на Западном берегу реки Иордан произошли столкновения между демонстрантами и израильскими силами безопасности. В центре Иерусалима произошел теракт, в результате которого пострадали 15 военнослужащих ЦАХАЛ.
Но администрация Трампа была готова к подобной реакции, и более того не придала ей особого значения. Через месяц после третьих досрочных выборов в Израиле может быть сформировано коалиционное правительство из наиболее влиятельных партий – Ликуд (31 мандат из 120 в Кнессете по прогнозам) и Кахоль Лаван (35 мандатов), лидеры которых Б. Нетаньяху и Бени Ганц поддерживают план США и будут добиваться его принятия палестинской стороной.
Американский план урегулирования арабо-израильского конфликта является яркой демонстрацией того, каким образом политика Трампа влияет на мировой порядок. 45 президент США задействовал механизм резкого торможения, чтобы остановить процесс интернационализации мира, и вернул в международные отношения понятие национализма. Трамп с нескрываемым презрением относится к международным политическим и экономическим механизмам коллективного управления и чтит лишь право сильного, т.е. прежде всего самих Соединенных Штатов (America first).
По этой причине, многими экспертами и политиками Трамп признается «опасным» для цивилизации. Эгоизм в политике всегда был рискованной моделью поведения, ведущей к конфликтам и войнам. С учетом политических реалий сегодняшнего дня риски особенно высоки.
В докладе Global Defense Spending Snapshot, подготовленном компанией Forecast International, весь современный мир (а не только лишь Ближний Восток) уподобляется «пороховой бочке». За последние пять лет военные расходы всех государств мира увеличились более чем на 13% – с $1451 млрд в 2015 году до $1642 млрд в 2019. При сохранении текущих темпов к 2025 г. рост военных расходов составит 31.4% (за десятилетний период!). Даже незаряженное ружье имеет свойство стрелять в самый неожиданный момент, чего и говорить о ситуации, когда весь мир охватывает волна милитаризации, реваншизма и неоимперства.
Но есть и противоположная точка зрения. Согласно трактату «Искусство войны» древнекитайского философа Сунь Дзы, именно подготовка к войне является главным условием мира. И хочется верить в то, что человечеству удается избегать крупных столкновений благодаря общей цивилизационной зрелости, а не воли отдельных политиков.
По мнению многих экономистов, глобальный либеральный экономический порядок, основанный на неограниченном росте финансового сектора, исчерпал себя и его продолжение действительно способно завести мировую цивилизацию в тупик. А потому предлагаемая Трампом прививка хотя и имеет побочные действия, но жизненно необходима.
Иван Сидоров