Мюнхен-2020 и проблема карабахского урегулирования

фото с сайта https://president.az/articles/35812

В 2019 г. впервые со времен «Четырехдневной войны» активизировался дипломатический процесс вокруг проблемы Карабахского конфликта. Смена правительства в Армении была воспринята в Баку и во всем мире как позитивный сигнал. Как следствие, президент Азербайджана и премьер-министр Армении в марте провели обстоятельную беседу в Вене, пять раз на протяжение всего года встречались министры иностранных дел двух стран, было организовано несколько заседаний под эгидой ОБСЕ и большое количество встреч на региональном уровне.

Интенсивные переговоры привели к некоторым практическим результатам. В рамках намеченного курса «малых шагов» между Арменией и Азербайджаном начался обмен журналистами. Были анонсированы перекрестные визиты парламентариев, общественных и культурных деятелей. На переговорах в Вене Алиев и Пашинян договорились об обмене пленными, который частично произошел в июне 2019 г. при посредничестве Международного комитета красного креста.

Тем не менее достигнутый в армяно-азербайджанском диалоге прогресс нельзя считать значительным. По ключевым проблемам конфликта (деоккупация семи прилегающих к Карабаху районов, организация миротворческой миссии, возвращение беженцев, статус Нагорного Карабаха) никаких решений выработано не было. При том, что в июле 2020 г. исполнилось 10 лет Мадридским принципам – плану урегулирования конфликта, разработанному сопредседателями Минской группы ОБСЕ – ни одна из конфликтующих сторон не приступила к их реализации. Армяно-азербайджанская граница по-прежнему остается источником военных угроз.

Расточительно растянувшийся во времени Карабахский конфликт становится все более сложной, комплексной проблемой. За прошедшие годы радикально изменилась этническая карта зоны конфликта. Долгое время Ереван, рассчитывавший на сделку с Баку, проводил политику по сохранению демографии оказавшихся под его контролем семи азербайджанских районов в изначальном виде. Однако из-за роста общей численности населения и приезда беженцев из-за рубежа, в семи районах были организованы новые армянские поселения.  Аналогичные процессы происходят в самой Нагорно-Карабахской республике.

Постепенно происходит формирование отдельного карабахского субэтноса, который становится носителем национального суверенитета. Главным новаторством, привнесенным Пашиняном в переговорный процесс с Азербайджаном, стала идея участия в обсуждении будущего Республики представителей карабахских властей. Однако Баку встал в жесточайшую оппозицию по этому вопросу. Принятие этого тезиса будет означать де-факто признание Азербайджаном суверенного статуса Карабаха, в то время как официальная линия Баку продолжает исходить из идеи о том, что Карабах – это часть Азербайджана.

Тем не менее вне зависимости от позиции Баку и желаний Еревана реалии карабахского конфликта сильно изменились, а потому требуют выработки новых подходов к урегулированию конфликта.

Попытку представить актуальную модель урегулирования конфликта, которая позволит если не найти окончательное решение, то сдвинуть переговорный процесс с мертвой точки, предприняла транснациональная некоммерческая организация Международная кризисная группа (ICG – International Crisis Group), выпустившая в декабре 2019 г. специализированный доклад «Как выбраться из тупика в Нагорном Карабахе».

Эксперты ICG согласны с тезисом о том, что время является негативным фактором в процессе разрешения конфликта. Для того, чтобы не утратить точки соприкосновения Армении и Азербайджану рекомендовано невзирая на разногласия продолжать диалог, следуя новой тактике. Сторонам конфликта предложено вести переговоры по ключевым вопросам обособленно, договорившись о том, что изменение позиции по одному из них не будет оказывать воздействия на другой.

Так, в вопросе о статусе семи районов Армении предложено прекратить создание новых поселений в обмен на гарантии со стороны Азербайджана приостановить ответные юридические процессы. По проблеме организации миротворческой миссии озвучен призыв приложить обоюдные усилия для того, чтобы сделать конфликтную зону более открытой для международных наблюдателей. Наконец по основному вопросу – о статусе Нагорного Карабаха – эксперты ICG рекомендуют армянской и азербайджанской сторонам поддерживать неформальный диалог, который позволит постепенно выработать взаимоприемлемое решение.

Состоятельность основных тезисов доклада ICG вскоре после его публикации была проверена на практике. 14 февраля в Мюнхене открылась 56 Международная конференция по безопасности. Среди прочих проблем на отдельной панельной дискуссии «Обновление по Нагорному Карабаху» обсуждался армяно-азербайджанский конфликт. Главными спикерами дискуссии выступили лично президент Азербайджана И. Алиев и премьер-министр Армении Н. Пашинян.

Мюнхенской дискуссии Алиева и Пашиняна предшествовала встреча министров иностранных дел двух стран З. Мнацаканяна и Э. Мамедъярова в Женеве 29-30 января. Обстоятельные (10-часовые в сумме) переговоры глав внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении зародили надежду на возможный дипломатический прорыв. Но его не последовало.

Дискуссия лидеров конфликтующих стран прошла в воинственном националистическом ключе. Полностью проигнорировав достижения политики «малых шагов», Алиев и Пашинян вступили в жесточайшую историческую баталию об исконных правах азербайджанского и армянского народов на Карабах.

Азербайджанский президент оказался более убедительным как в плане владения историческим материалом, так и английским языком (дискуссия проходила на нем). На его фоне Пашинян с предложением «микрореволюций» выглядел бледно и некоторым своими тезисами вызывал непроизвольный смех в зале. Кроме того, армянский премьер в очередной раз озвучил идею о необходимости участия представителей народа Карабаха в переговорах, чем еще дальше завел дискуссию в тупик.

Тупик – главный итог переговоров между Алиевым и Пашиняном в Мюнхене. При этом патовая ситуация наблюдается не только в сфере соприкосновения политических воль двух народов, но и реальной политики.

Широко известно, что Азербайджан, используя богатые экономические ресурсы, накопил значительную военную мощь, которая позволила ему в апреле 2016 г. сдвинуть линию разграничения с Арменией и вернуть небольшой участок территорий под свой контроль. При демократе Пашиняне Армения решила включиться в гонку вооружений и существенно, на десятки процентов, как сообщил в конце января министр обороны Давид Тоноян, увеличила закупки вооружений.

С одной стороны, таким образом Ереван укрепляет свою безопасность, что уравнивает его в переговорах с Баку. С другой, обоюдная милитаризация усиливает военное напряжение в зоне конфликта и существенно обесценивает политику «малых шагов» и «микрореволюций», затягивая решение карабахской проблемы. В этих условиях посреднические усилия Минской группы ОБСЕ и инициативы, аналогичные исследованию ICG, становятся еще более востребованными, поскольку сдерживают стороны от пересечения опасной черты и помогают оставаться на переговорном треке.

Иван Сидоров