Пандемия коронавируса вносит серьезные коррективы в привычную жизнь народов и стран, но некоторые политические процессы развиваются по своей внутренней логике. Так, несмотря на повсеместно введенные меры по изоляции между вооруженными силами Армении и Азербайджана произошло очередное столкновение из-за карабахской проблемы.
Четыре года минуло с Апрельской войны между Арменией и Азербайджаном, по итогам которой Баку восстановил контроль над частью находящихся под контролем Еревана прилегающих районов. В небогатом на яркие политические события Азербайджане произошла сакрализация этой даты, которая символизирует для страны справедливую победу. Однако новое обострение армяно-азербайджанского конфликта объясняется отнюдь не магией чисел.
На 31 марта 2020 г. в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике были назначены выборы президента и парламента. Для Карабаха и Армении в целом это политическое событие является очень важным. Пришедшие к власти в результате революции 2018 г. новые элиты во главе с премьер-министром Пашиняном рассчитывают окончательно ликвидировать влияние правившего ранее «карабахского клана», для которого Карабах стал последним политическим бастионом.
Ожидается, что после окончательной победы над оппозицией и консолидации власти правительство Армении начнет более активную политику в карабахском вопросе. Один из возможных сценариев предполагает миацум – вхождение непризнанной Республики в состав Армении и формирование унитарного армянского государства. В случае его реализации карабахская проблема окажется ещё более запутанной, а шансы Азербайджана на восстановление территориальной целостности минимальными.
По этой причине Баку достаточно ревностно следил за предвыборной кампанией в НКР. Накануне выборов азербайджанское Министерство иностранных дел официально заявило об их непризнании, распространив следующее заявление: «Незаконный режим, установленный Арменией на оккупированных территориях Азербайджана, в конечном итоге является ничем иным, как продуктом агрессии, этнической чистки и расовой дискриминации». К критике выборов в Карабахе присоединился Европейский союз.
Боевые действия развернулись вечером 30 марта. В районе города Ноемберян Тавушской области на северо-востоке Армении была обнаружена азербайджанская диверсионная группа. Между вооруженными силами Армении и Азербайджана завязался бой, в ходе которого наступающие силы были отброшены. Одновременно с боями под Ноембряном азербайджанские силы провели обстрел тавушских сел Баганис и Воскеван. Как сообщило Министерство обороны Армении, в ходе военных действий было ранено двое армянских военнослужащих и один гражданский.
Столкновениям под Ноямбряном предшествовала череда военных тревог. На протяжении всего марта Азербайджан и НКР обменивались обвинениями и опровержениями по поводу нарушения одной из сторон режима прекращения огня. Так, 15 марта пресс-служба Министерства обороны НКР сообщила о 230 случаях нарушения режима прекращения огня со стороны Азербайджана в период с 8 по 14 марта. По более поздним сообщениям ведомства, в период с 15 по 21 марта было зафиксировано еще 250 случаев нарушения. На это 24 марта Министерство обороны Азербайджана опубликовало ответное заявление об обстрелах на линии соприкосновения в Карабахе и гибели военного. Власти НКР опровергли обвинения азербайджанской стороны.
После боев в Тавушской области Армении инициатива в информационном противостоянии перешла к Азербайджану. Азербайджанское министерство регулярно сообщает об обстрелах со стороны Армении и попытках ее вооруженных сил пересечь границу. По данным азербайджанского Министерства обороны, нападению подверглись азербайджанские подразделения в приграничных с Тавушской областью районах – в селах Гушчу Айрым, Мезем, Гызылгаджылы, Бала Джафарли и на безымянных высотах на территории Газахского района, в селах Агдам, Коханеби Товузского района и на безымянных высотах на территории Гедабекского района.
В ответ на обвинения со стороны Азербайджана 2 апреля МИД НКР опубликовал заявление в связи с четырехлетней годовщиной Апрельской войны. В нем Азербайджан был назван нарушителем международного права, чьи действия во время «апрельской агрессии» требуют отдельного разбирательства. Кроме того, в документе МИД НКР отмечено, что после грубого нарушения мирного процесса Азербайджаном в апреле 2016 г. народ Карабаха еще глубже убедился в правильности избранного курса на национальное самоопределение и построение независимого государства, которое станет гарантией его неприкосновенности и мирного существования.
Несмотря на военную провокацию в Тавушской области 31 марта выборы в НКР состоялись при явке 72.7%. Лидером голосования стал бывший премьер министр Республики Араик Арутюнян с результатом в 49.26%. До полной победы ему не хватило нескольких сотен голосов, поэтому был назначен второй тур голосования, где конкуренцию Арутюняну составит действующий министр иностранных дел НКР Масис Маилян, набравший 26.4%. Обоих кандидатов эксперты признают удобными для Пашиняна политическими лидерами, в связи с чем можно констатировать, что армянский премьер достиг своей цели.
Второй тур президентских выборов в НКР состоится 14 апреля. Военная обстановка в зоне конфликта все еще остается напряженной, но вероятность нового столкновения между Арменией и Азербайджаном в ближайшем будущем все-таки невысока. Баку пошел на серьезный правовой риск, устраивая военную провокацию в период пандемии, когда медперсонал занят борьбой с вирусной угрозой. Кроме того, действия по эскалации конфликта получили резкую критическую оценку со стороны генерального секретаря ОДКБ Станислава Зася.
Тем не менее, за последние годы угроза крупного столкновения между Азербайджаном и Арменией неуклонно растет. С нападением на Тавушскую область, находящуюся далеко на севере от НКР, театр военных действий вышел за пределы области локализации конфликта, что существенно увеличивает риски и снижает безопасность. Для предотвращения новой трагедии необходима сильная консолидированная позиция международного сообщества.
Иван Сидоров