Президентские выборы в Нагорном Карабахе и будущее Республики

Несмотря на продолжающуюся эпидемию коронавируса и угрозу военной эскалации с Азербайджаном 14 апреля в Нагорно-Карабахской Республике состоялся второй тур президентских выборов. Ожидаемую победу одержал фаворит первого тура, бывший премьер-министр НКР Араик Арутюнян.

После первого тура, в котором Арутюнян набрал 49.26% голосов при явке 72.7%, мало кто сомневался в его победе. Тем не менее, результаты второго тура оказались более чем показательными. При явке 44.9% Арутюнян набрал 88% голосов. Прибывшие из Армении наблюдатели от общественных организаций признали выборы состоявшимися. Международных наблюдателей из-за угрозы распространения COVID-19 в НКР не было.

Причиной столь высокого результата послужил тот факт, что голосование происходило в условиях ужесточения карантинного режима. В настоящий момент отдельные населенные пункты и села НКР полностью изолированы. Кроме того, противник Арутюняна – министр иностранных дел НКР Масис Маилян – фактически взял самоотвод, призвав своих сторонников воздержаться от посещения избирательных участков с целью соблюдения режима карантина.

Коронавирусная пандемия помогла осуществить транзит власти в НКР гладко, без каких бы то ни было потрясений. Именно такая спокойная и уверенная победа и была нужна Еревану, где продолжается обновление элит. С победой Арутюняна, которого эксперты единогласно признают компромиссной и временной фигурой, эпоха «двоевластия» в Армении закончилась. Потенциальный конфликт Еревана и Степанакерта был погашен, не успев разгореться.

Еще до оглашения формальных результатов свои поздравления Арутюняну выразил президент Армении Армен Саркисян, который отметил в этой связи: «Республика Арцах (армянский этноним Карабаха) еще раз доказала, что является состоявшейся страной». На следующий день произошел разговор Арутюняна с Николом Пашиняном. Армянский премьер пообещал новому главе НКР полную поддержку в проведении в Республике реформ. 18 апреля состоялась личная встреча Арутюняна и Пашиняна.

Спешка Еревана и Степанакерта в проведении президентских выборов оправдалась. Из-за переключения внимания на проблему коронавирусной пандемии международное сообщество в целом их проигнорировало. Наибольшую активность ожидаемо предпринял Азербайджан. Министерство иностранных дел страны распространило заявление, в котором отмечено, что карабахские выборы являются «организованной Ереваном преднамеренной игрой». Спецпредставитель Азербайджана при ООН добился того, чтобы заявление азербайджанской общины Карабаха в связи с выборами в НКР распространялось в качестве официального документа Генеральной ассамблеи и Совета безопасности ООН. Азербайджанские информационные издания подготовили серию критических материалов по теме президентских выборов в Карабахе.

Тем не менее, ни позиция Азербайджана, ни международного сообщества не имеет особого значения для политических процессов в Армении и НКР. Выборы в Республике состоялись бы и в условиях бойкота, поскольку изменилось содержание самой политики.

Первое и главное следствие смены власти в Карабахе заключается в том, что новые карабахские элиты целиком будут идти в фарватере Еревана. Можно сказать, что 14 апреля наконец завершилась армянская революция, и новая власть закрепилась во всех частях армянского государства (признанных и непризнанных).

Возникает закономерный вопрос о том, каким образом Ереван, заполучив контроль на Карабахом, будет двигаться в вопросе конфликта с Азербайджаном. На этот счет существуют разные мнения.

Первый сценарий предполагает постепенную нормализацию отношений, открытие границ и завершение конфликта. Объясняется это тем, что, хотя Пашинян обладает большим политическим ресурсом, экономической базы для продолжения конфронтации с Баку у него нет. Обещанная армянским премьером экономическая революция так и не наступила и источников экономического роста в ближайшем будущем не предвидится. Весь мир, включая ключевых экономических партнеров Армении, будет занят преодолением последствий коронавирусной пандемии. В условиях предстоящего экономического кризиса Армении не останется ничего кроме как углубить отношения со своими соседями – Турцией и Азербайджаном. Это послужит основанием для активизации процесса карабахского урегулирования.

Этот прогноз подтверждается тем, что готовность к более тесному сотрудничеству демонстрирует как Ереван, так и, например, Анкара. Из-за сложившейся ситуации с коронавирусом армянские мигранты (в особенности, работающие по найму) в Турции оказались в непростом положении: многие лишились работы и в условиях карантина не смогли вернуться на родину. Однако правительство Турции пошло навстречу армянским коллегам. Было организовано автобусное движение и открыты границы. Кроме того, президент Эрдоган связался с Константинопольским патриархом Армянской апостольской церкви архиепископом Саако Машаляном и предложил финансовую поддержку.

С другой стороны, на протяжении двух лет правления Пашиняна было хорошо видно, как менялась его позиция по Карабахскому конфликту. Если поначалу он был лояльно настроен по отношению к Азербайджану и его главе Ильхаму Алиеву, посылая сигналы о готовности к мирному урегулированию, то со временем с целью сохранения высокого рейтинга и хороших отношений с диаспорой его риторика ужесточалась, вплоть до признания НКР частью Армении. Новая резкая смена риторики приведет армянского премьера к серьезным политическим трудностям, поэтому даже если коррекция и настанет, то лишь в отдельных аспектах проблемы.

За 30 лет карабахский конфликт выделился в самостоятельный политический процесс, развивающийся по собственным законам. Как ни странно, сам Ереван официально не признает Нагорный Карабах в качестве независимого государственного образования. Тем не менее, это не мешает Армении координировать с властями НКР политику и налаживать каналы международной помощи, используя поддержку американского лобби. В то же время неустанно повторяющий о необходимости возвращения ему контроля над Карабахом Азербайджан крайне эффективно использует конфликт с Арменией в его нынешнем виде для решения задач внутренней и внешней политики

По этим причинам, даже с учетом обновления правящего класса в Армении и НКР оснований для изменения ситуации в армяно-азербайджанском конфликте по тому или иному сценарию нет. Отношения между Баку и Ереваном продолжат развиваться в условиях сохранения замороженного конфликта при чередовании переговорных раундов со случаями нарушения перемирия и вооруженными инцидентами.

Иван Сидоров