Нефть открывает новые экономические и политические перспективы для Азербайджана

Фото с сайта https://storage.googleapis.com/qurium/abzas.net/2017-08-tap-yunanistan-və-albaniyadan-kecən-hissəsinin-387-km-qazilib.html

Нефтяной кризис 2020 г. сильно ударил по азербайджанской экономике. Стоимость барреля нефти местного бренда Azeri за первые три месяца года сократилась более чем в два раза: с $71 в начале января до $26 в марте. После начала ценовой войны снижение стоимости азербайджанской нефти продолжилось. В конце апреля цена за баррель опустилась до $15.

Азербайджан участвует в сделке ОПЕК+ и является активным сторонником ограничения добычи. В бюджете республики на 2020 год заложена цена нефти на уровне $55 за баррель, поэтому потери страны в случае сохранения отрицательного тренда на нефтяных рынках могут превысить $1 млрд.

На неофициальной видеоконференции с участием некоторых стран ОПЕК+, состоявшейся на этой неделе, азербайджанский министр энергетики Пярвиз Шахбазов призвал государства, не вошедшие в сделку, также принять на себя ограничительные обязательства. Сам Азербайджан будет сокращать национальную добычу в мае-июне на 164 тыс. баррелей – до 554 тыс. баррелей.

Позиция Баку более чем понятна. Небольшая по объему экономика страны практически целиком зависит от энергетического комплекса. Программа диверсификации экономики пока дает минимальный эффект. С 2015 по 2019 г. доля нефтяного экспорта во внешнеторговом балансе страны сократилась с 90% до 75%. Однако выпадающие нефтяные доходы были компенсированы за счет увеличения газового экспорта. Кроме того, курс на корректировку нефтяного экспорта скорее оказался вынужденной мерой ввиду истощения нефтяных месторождений и подготовки запуска Южного газового коридора. Ненефтяной экспорт по-прежнему минимален. Так, доля сельскохозяйственной продукции во внешнеторговом балансе составляет всего 3%.

Стоит отметить, что стратегия Баку вовсе и не предполагает отказ от нефти как от важнейшего экспортного ресурса. Правительство стремится повысить эффективность нефтяной отрасли, превратив Азербайджан в более влиятельного игрока на энергетическом рынке. Поэтому с момента прошлого нефтяного кризиса в 2014 г. Государственная нефтяная компания SOCAR потратила немало усилий на то, чтобы расширить географию и сферы своей деятельности.

Например, были заключены контракты на поставку топлива и строительство НПЗ в Турции, увеличены объемы поставок нефти на НПЗ Украины и Белоруссии, крупнейшим покупателем азербайджанской нефти становится Индия. В России SOCAR приобрела долю в обанкротившемся Антипинском НПЗ в Тюменской области. Помимо этого, инициированы проекты по созданию мощностей для производства СПГ с целью дальнейшего экспорта в Пакистан и страны Южной Европы, а кроме того, реанимирован проект строительства в окрестностях Баку крупного нефтехимического комплекса мощностью около 10 млрд кубометров газа в год.

Переформатирование азербайджанского нефтяного комплекса привлекает внимание инвесторов. Приток инвестиций в отрасль за первый квартал 2020 г. превысил показатели 2019 г. почти на 30%. Активизация инвесторов произошла в условиях пандемии COVID-19 и глобального кризиса отрасли, что говорит о высоком потенциале азербайджанской энергетики.

Данное мнение разделяет, например, французский эксперт, президент Института перспектив и безопасности в Европе (IPSE) Эммануэль Дюпюи. По его словам, Азербайджан обладает рядом преимуществ (производственных и естественно-географических), благодаря которым он сможет исполнять важную посредническую функцию в глобальной экономике, обеспечивая связь между производителями нефти и газа, компаниями Востока и Запада. После окончания карантина Азербайджан достаточно быстро восстановит потери и вероятнее всего уйдет в большой плюс.

В этой связи весьма примечательным видится официальный визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Италию в феврале 2020 г., который многие эксперты признают историческим.

Азербайджанская делегация имела самое высокое представительство. Помимо президента страны в нее вошли вице-президент Мехрибан Алиева, а также ряд министров. Глава Азербайджана провел переговоры с президентом Италии Серджо Маттареллой, премьер-министром Джузеппе Конте, председателем Сената Марией Казелатти и руководителями крупнейших итальянских госкомпаний. Результатом итальянского визита стало подписание 28 соглашений, в том числе договора о военном сотрудничестве и Совместной декларации об укреплении многопланового стратегического партнерства.

Италия является важным торговым партнером Азербайджана в Европе и крупнейшим покупателем азербайджанской нефти. За счет импорта из Азербайджана Италия удовлетворяет до 17% потребности в нефти. С запуском Южного газового коридора в Европу придут дополнительные 10 млрд кубометров азербайджанского газа, и энергетическое сотрудничество Италии с Азербайджаном выйдет на более высокий уровень. По апрельским данным, Трансадриатический трубопровод – последнее недостающее звено Южного газового коридора – готов на 94%.

Но на этом итальянские компании не готовы останавливаться и рассматривают варианты расширения контактов как в энергетической сфере, так и за ее пределами. Важнейшей вехой в азербайджано-итальянских отношения стал контракт на поставку легких штурмовых самолетов M-346. Примечательно в этом плане то, что Баку предпочел итальянскую разработку российским вооружениям, в связи с чем открываются перспективы для дальнейшего развития торговых отношений с итальянскими поставщиками.

Военный аспект сотрудничества стал одним из лейтмотивов азербайджано-итальянских переговоров. В частности, в Декларации о стратегическом партнерстве был закреплен разделяемый обеими сторонами принцип урегулирования Карабахского конфликта, базирующийся на положениях международного права, к которым обычно апеллирует Баку.

Комментируя свою поездку и, в частности, положение азербайджано-итальянской декларации о Карабахском конфликте, президент Алиев отметил, что таким образом Рим послал Европе сигнал о своем несогласии с политикой двойных стандартов и фактически представил себя в качестве главного политического (а не только экономического) собеседника Запада с Азербайджаном.

Как бы ни были преждевременны столь далеко идущие выводы, Совместная декларация с Азербайджаном является первым официальным заявлением Италии по карабахской проблеме, сделанным без упоминания Минской группы ОБСЕ, которая с 1990-х гг. считается главной третейской силой в конфликте Армении и Азербайджана. Причем Рим пошел на этот шаг из-за заинтересованности в расширении экономических связей с Баку и прежде всего в энергетической сфере.

Последние тридцать лет эксперты упорно стараются «похоронить» рынок нефти, регулярно предсказывая ему скорейшую кончину. Однако она все никак не наступает, и напротив рынок продолжает привлекать все новых игроков, причем не только из числа развивающихся, но и развитых стран. Пример Азербайджана показывает, что нефтяная дипломатия остается одним из эффективнейших инструментов внешней политики, который позволяет даже относительно малым странам играть весьма заметную роль на международной арене.

Иван Сидоров