По данным курдского информационного агентства Firat, Турция готовит к оправке в Азербайджан военную группировку из числа сирийских наемников. В нее войдет порядка 500 бойцов из вооруженных формирований «Султан Мурад», «Хамзат» и Свободной Сирийской армии. Вербовочные пункты открыты в сирийских населенных пунктах Джандарис, Раджу и Африн. Добровольцам предлагается жалование в размере $3.5 тыс. Все данные указывают на то, что наемнический корпус будет размещен в Нахичеванской автономной республике.
Дважды с момента июльской эскалации между Арменией и Азербайджаном в Нахичевани проходили масштабные учения турецких и азербайджанских вооруженных сил. В конце июля в них были задействованы до 5000 человек личного состава и около 500 единиц тяжелой техники и орудийных систем. В начале сентября в совместных маневрах принимало участие 2600 личного состава и около 200 единиц техники. За учениями наблюдали председатель Верховного Меджлиса Нахичеванской Республики В. Талыбов и командующий 3-й армией Турецкой Республики генерал-полковник Ш. Онгай.
В современной военной стратегии Азербайджана Нахичевани отводится роль «шверпункта», т.е. плацдарма, откуда можно совершить концентрированный удар по наиболее уязвимому участку оборонительной линии Армении. В Нахичевани расквартировано около трети сухопутных сил Азербайджана (порядка 20 тыс. личного персонала) и значительные силы артиллерии. По расчетам военных экспертов, азербайджанские орудия способны вести обстрел Еревана с расстояния в 25 км от границы.
Помимо этого, в Нахичевани проходит единственный участок сухопутной границы Азербайджана с Турцией, через который Анкара может осуществлять беспрепятственную поддержку своего союзника. Есть у нахичеванского плацдарма и недостаток – армянские боевые позиции располагаются на господствующих высотах. Однако при грамотном планировании и поддержке с воздуха, азербайджанская армия может добиться критических результатов в сжатые сроки.
Учитывая стратегическое значение Нахичевани для Азербайджана Анкара старается укреплять боеспособность своего кавказского союзника на данном участке. Отправка наемнической группировки решает эту задачу. Участие турецких наемников в конфликте с Арменией позволяет Турции выступить на стороне Азербайджана, при этом формально сохранив нейтралитет.
Мотивация Турции объясняется не только стремлением помочь стратегическому партнеру на Кавказе, но и рядом экономических и политических факторов. Азербайджанские энергоресурсы Каспия наполняют проходящие по территории Турции магистральные экспортные трубопроводы в Европу (БТД, Баку-Тбилиси-Эрзерум, TANAP), а также составляют существенную долю турецкого энергетического импорта. В политическом же плане Азербайджан – это один из главных союзников Турции в османском мире. Турция давно стремится открыть постоянную военную базу на территории Азербайджана, и сейчас она как никогда близка к этой цели.
Как сообщает Независимая газета, во время сентябрьских учений одной из важнейших переговорных тем в Баку был вопрос о турецких военных базах. Причем, как отмечают инсайдеры, речь идет о создании двух военных объектов Турции на территории Азербайджана: в Нахичевани и на Апшеронском полуострове (под Баку). По некоторым данным, Турция оставила в Азербайджане часть военного персонала и техники после июльских учений. Таким образом отправка наемнического корпуса – это следующий этап по укреплению постоянной турецкой военной группировки в Азербайджане.
Развивается азербайджано-турецкий альянс на основе взаимного интереса. Азербайджан открыто принимает сторону Турции в важных для нее международных вопросах. Так, во время приема верительных грамот от нового посла Греции Н. Пиперигоса И. Алиев отметил, что несмотря на дружеские отношения с Афинами Азербайджан поддерживает политику Турции в Восточном Средиземноморье и считает обоснованными ее экономические претензии. Союз с Турцией пользуется популярностью и в азербайджанском обществе. В конце августа в Азербайджане прошли акции в поддержку идеи размещения турецкой базы в стране.
В соответствии с Законом Азербайджанской Республики О национальной безопасности от 29 июня 2004, размещение иностранных военных баз на территории Азербайджана запрещено. Однако сегодня азербайджанское государство активно меняется. Конец лета ознаменовался для Азербайджана масштабной политической кампанией против бывшего главы администрации президента Рамиза Мехтиева и его союзников. По заключению наблюдателей, она стала очередным этапом наступления клана жены президента М. Алиевой/Пашаевой, который за последние несколько лет набрал колоссальный политический вес.
Рамиз Мехтиев долгие годы был ключевой фигурой в азербайджанской политике, определявшей ее основные векторы. Под его влиянием Баку придерживался сбалансированного подхода во внешней политике, выстраивая равные отношения с Европой, США, Турцией и Россией. После ухода Мехтиева в политике страны все сильнее доминирует турецкий вектор. Турция является главным инвестиционным направлением для Баку. Капиталовложения одной только государственной нефтяной компании SOCAR в турецкую экономику за последние 10 лет оцениваются в $16.5 млрд.
Заметно ужесточился подход Азербайджана к Армении и карабахской проблеме. Во время июльского конфликта азербайджанские дипломаты открыто заявляли о том, что считают исчерпанным переговорный ресурс. Все чаще руководство страны говорит о переходе к «наступательной дипломатии». О смене тактики свидетельствует недавняя отставка Э. Мамедъярова с поста министра иностранных дел и его замена Дж. Байрамовым. Новый министр в отношении армянского вопроса сделал важное заявление о том, что впредь Азербайджан будет вести переговоры с Арменией только при наличии конкретной повестки, о деоккупации и возвращении Карабаха под контроль Баку.
С мощной поддержкой со стороны Турции Баку усиливает политическое давление на Ереван. В настоящий момент Азербайджан активно занимается проблемой изменения демографического состава Нагорного Карабаха, привлекая к ней в том числе внимание ПАСЕ. Одним из программных решений кабинета Пашиняна за последнее время считается помощь пострадавшим от взрыва ливанским армянам, которым предлагается переселиться в Армению. Новые поселения для них создаются на территории Нагорного Карабаха, что Азербайджан считает незаконным.
Главным сдерживающим фактором для ограничения турецкого влияния и сохранения политического баланса на Кавказе остается Россия. Отказ Баку принять участие в российских учениях Кавказ-2020 был трактован многими как сигнал Москве о смене геополитических приоритетов в Азербайджане. Но подобная оценка преждевременна. Одним из первых зарубежных поездок нового министра Байрамова стал визит в Россию, где он встретился со своим коллегой С. Лавровым. На итоговой пресс-конференции дипломаты выразили обоюдную приверженность всем начатым совместным проектам.должить реализацию совместных экономических проектов.
Иван Сидоров