Вторая реконкиста Европы

Резонансное убийство школьного учителя Самуэля Пати во Франции к несчастью было лишь прологом к серии преступлений на религиозной почве в Европе. 29 октября вооруженный ножом радикал совершил нападение на прохожих возле церкви Нотр-Дам в Ницце, в результате которого погибло три человека. Попытка аналогичного преступления была предпринята в Авиньоне, но была пресечена полицией. В Лионе был серьезно ранен православный священник Николас Какавелаки. В Саудовской Аравии нападению подверглось французское консульство в Джидде, в результате которого пострадал сотрудник службы безопасности.

Под прицелом экстремистов оказалась не только Франция. 2 ноября 20-летний Куйтим Фейзулла, имеющий македонские и албанские корни, открыл огонь из автоматического оружия по случайным прохожим в центре Вены, в результате чего 4 человека погибли и 22 были ранены. Террорист был ликвидирован на месте. Полиция задержала 14 соучастников террориста, среди которых оказались выходцы из Бангладеша, Македонии, Турции и России. Ответственность за теракт взяло на себя запрещенное на территории РФ Исламское государство.

Как выяснилось в ходе начатого расследования, летом словакские службы безопасности предупреждали австрийских коллег о том, что ранее осужденный за попытку присоединиться к ИГИЛ Фейзулла планировал приобрести боеприпасы на территории страны. Но, как заметил министр внутренних дел Австрии Карл Нехаммер, во взаимодействии антитеррористических ведомств двух стран «что-то пошло не так», что обернулось трагедией.

В европейской политике действительно что-то очень сильно «пошло не так». Фейзулла родился и вырос в столице Австрии и имел двойное гражданство – австрийское и македонское. Родина его родителей, Северная Македония, полгода назад под колоссальным давлением со стороны США присоединилась к НАТО (что послужило причиной смены названия страны). В марте 2020 г. Совет ЕС начал процедуру принятия Северной Македонии (и Албании) в Европейский союз. Как отметил по этому поводу в Twitter председатель Европарламента Давид Сассоли, «Европарламент всегда поддерживал европейское будущее Западных Балкан. Сейчас нам – как никогда – нужны прочные связи с нашими соседями».

Учитывая обозначенные обстоятельства, венский стрелок Куйтим Фейзулла является продуктом европейской политики мультикультурализма, а точнее показателем того, что в ней имеются серьезные изъяны. Первая и самая главная проблема европейского мультикультурализма заключается в том, что во многом эта концепция является идеологическим мифом.

Под разговоры о растущей европейской семье лидер Европы Франция проводит политику, противоречащую базовым установкам мульткультурализма. Этнические и религиозные меньшинства Франции, в особенности мусульманская община, составляющая от 10 до 20% населения страны, подвергаются ассимиляции. Объявленный Макроном 2 октября пакет законодательных инициатив по укреплению государственного секуляризма вызвал широкое осуждение в мусульманском мире и послужил катализатором новой волны преступлений на религиозной почве в Европе.

В ответ на произошедшие преступления французское правительство отреагировало ужесточением политики контроля. В декабре будет рассмотрен новый «Закон о сепаратизме», по которому усилится надзор за мечетями (под закон подпадает порядка 1200), религиозными организациями (порядка 50) и нелицензированными школами, где обучается до 12 тыс. детей. Также президент Макрон объявил о том, что в стране будет усилен пограничный контроль, и на саммите ЕС в декабре он выступит с предложением ужесточить контроль границ всей Шенгенской зоны.

В специальном письме, опубликованном в газете Financial Times, Макрон отметил, что «Франция подверглась нападению исламистских террористов, потому что она олицетворяет свободу выражения мнений, вероисповедания и определенный образ жизни». По словам французского лидера, его правительство не откажется от защиты республиканских ценностей и будет бороться против идеологии радикального ислама, которая «учит детей ненависти». При этом, Макрон подчеркнул, что «никому не позволит утверждать, что Франция или ее правительство поощряют расизм по отношению к мусульманам, Франция такая же светская страна для мусульман, как и для христиан, иудеев, буддистов и всех верующих».

Практика общественных отношений во Франции свидетельствует об обратном. Вслед за ужесточением правительственной политики по отношению к мусульманам растет нетерпимость и ксенофобия в обществе. Даже некогда лояльная по отношению к мигрантам и представителям других культур интеллигенция и молодежь, все чаще соглашаются с тем, что для обеспечения безопасности необходимы жесткие ограничительные меры. При этом страх пробуждает в некоторых гражданах самые страшные проявления человеческой природы.

Через два дня после общенационального траура по учителю Пати, 18 октября у Эйфелевой башни произошло вооруженное нападение на двух мусульманок в платках, гулявших с семьями по центру столицы. Им были нанесены ножевые ранения, но, к счастью, они остались в живых. Им на помощь пришли двое случайных прохожих. Полиция сообщила об инциденте только спустя два дня. Злоумышленниками оказались две парижанки, выгуливавшие собак.

Как свидетельствуют очевидцы, нападавшие выкрикивали «Возвращайтесь в свою страну, грязные арабы» в адрес своих жертв. Таким образом их преступление так же, как и убийство учителя Пати, следует квалифицировать как терроризм. Однако ни реакции властей, ни широкой общественной дискуссии в связи с этим нападением не последовало.

После убийства Пати многие французские СМИ и общественные организации стали умышленно публиковать наиболее провокационные карикатуры Charlie Hebdo, инициировав своеобразный флешмоб «в защиту свободы слова». В Окситании была организована их проекция на фасады зданий. Редакция печально известного сатирического еженедельника представила новую карикатуру, на которой обезглавленные танцовщицы, продолжают, улыбаясь, исполнять канкан.

По замыслу авторов Charlie Hebdo, эта карикатура отчасти должна символизировать непоколебимость французов в своем стремлении к свободе. На деле же эти действия мало чем отличаются от религиозного фанатизма, с той лишь разницей, что их эмоциональным порывом движет не идея Бога, а его отрицание. И все несогласные объявляются врагами, неверующими, которых нужно «изгнать» из Европы на манер испанской реконкисты ради сохранения чистоты веры в республиканские ценности.

Иван Сидоров