В мае этого года Джо Байден поручил национальным разведывательным службам США (United States Intelligence Community, IC) изучить вопрос о происхождении вируса COVID-19, который стал одним из мощнейших вызовов глобальной безопасности в новейшей истории. Формально расследование длилось 90 дней, и в конце августа доклад был представлен американскому президенту. Мировая пресса породила довольно высокие ожидания относительно выводов расследования, но они оказались более чем скромными.
В рассекреченной части доклада говорится о том, что эпидемия началась в ноябре 2019 г. в китайском городе Ухань. Американские разведывательные ведомства придерживаются двух основных версий происхождения вируса: «естественной» – в результате контакта человека с зараженным животным и «лабораторной» – в результате утечки из Уханьского института вирусологии. При этом в докладе выражена полная уверенность в том, что вирус SARS-CoV-2 не является биологическим оружием и не был модифицирован на генетическом уровне. Также авторы доклада отвели подозрение от китайского правительства, отметив, что оно узнало о вирусе только после начала пандемии.
Выводы американской разведки повторяют основные тезисы мартовского доклада ВОЗ, в котором также говорится о «естественном» происхождении COVID-19. Специалисты ВОЗ даже пошли дальше и целиком исключили «лабораторную» версию, выразив убежденность в том, что заражение вирусом произошло на уханьском рынке морепродуктов. Но вскоре после публикации доклада генеральный директор ВОЗ Тедрос Аданом Гебреисус распространил заявление, в котором говорится, что достаточных аргументов против «лабораторной» версии приведено не было, поэтому необходимо прорабатывать все возможные сценарии.
Дальнейшее изучение происхождения пандемии, однако, находится под большим вопросом. По сведениям информационного агентства Reuters, Пекин серьезно препятствовал расследованию американских спецслужб, из-за чего полученные выводы столь ограничены. Кроме того, руководство КНР отказалось допускать международных специалистов в Уханьский институт для новых проверок. Вместо этого китайское министерство здравоохранения предлагает сконцентрироваться на изучении животных, которые могли стать переносчиками вируса.
«Естественная» версия была бы наиболее простой и политкорректной, но слишком много следов ведет в Китай. Уханьский институт – это ведущий центр, специализирующийся на изучении коронавирусов. В начале 2000-х гг. сотрудники китайской лаборатории принимали участие в исследовании, которое установило, что летучие мыши являются переносчиками коронавируса SARS. Через 10 лет китайские специалисты совместно с американскими коллегами из Университета Северной Каролины на основе коронавируса летучей мыши и вируса атипичной пневмонии вывели гибридный вирус (chimera virus), который является патогенным для человека. Соответствующее исследование было опубликовано в журнале Nature Medicine.
В 2018 г. американские дипломаты посетили Институт в Ухани с экскурсией, после чего в Государственный департамент США было направлено несколько депешей о серьезных изъянах в системе безопасности и управления лабораторией. Газета Wall Street Journal в мае этого года, ссылаясь на данные американской разведки, сообщила о том, что в ноябре 2019 г. трое сотрудников Уханьского института проходили лечение в стационаре. Данных о том, от чего именно они лечились, у газеты нет.
В ответ на обвинения в свой адрес со стороны США КНР выдвинула встречные. В частности, с целью недопущения новых эпидемий Пекин призвал ВОЗ начать проверку во всех странах, где проводятся серьезные лабораторные исследования вирусов и бактериологического оружия. Начать КНР предлагает с американского института в Форт Детрике (US Army Medical Research Institute of Infectious Diseases), который считается крупнейшим в мире центром по созданию биологического оружия со времен Второй мировой войны.
США уже попадали в центр мирового внимания в связи с биологическими угрозами. За несколько лет до пандемии COVID-19 Москва и Пекин поднимали вопрос о сети американских референсных биолабораторий (Bio-Reference Laboratories), расположенных вдоль границ РФ, КНР и Ирана. Эти исследовательские объекты закрытого типа финансирует Пентагон или USAID. Россия пыталась добиться доступа к лабораториям на Кавказе – в Грузии и Армении. Правительство Пашиняна даже подписало договор о сотрудничестве, но в последний момент отказалось от него.
Наконец, не установлена точная роль США в исследованиях коронавирусов, при том, что имеются свидетельства об их причастности. Помимо того, что американские специалисты входили в группу, создавшую гибридный коронавирус в 2015 г., сенатор Рэнд Пол обвинил главного медицинского советника президента США Энтони Фочи в том, что американское министерство здравоохранения финансировало Уханьский институт вирусологии. Стоит напомнить, что Фочи является одним из главных идеологов тотальной вакцинации и лоббистом интересов американских фармацевтических корпораций.
Возможно, пандемия COVID-19 не самая смертоносная в истории, но однозначно самая политизированная, и вирус, отравляющий политические, экономические и социальные отношения в мире, является куда более опасным и разрушительным. Вполне понятно, почему никто из стран не хочет иметь ничего общего с расследованиями о происхождении SARS-CoV-2. Но только через принятие образовавшейся политической реальности и ответственности за новый мир лежит путь политическому выздоровлению.