После вывода американских войск из Афганистана весь мир с тревогой ожидал, что талибское* правительство развяжет новый конфликт, который на долгие годы затормозит развитие экономических и политических связей в регионе. Но по прошествии трех месяцев можно сказать, что главная трагедия разворачивается внутри самого Афганистана, оказавшегося на грани экономического коллапса и голода.
По подсчетам МВФ, к концу года афганская экономика сократится на 30%. Такое резкое падение произошло из-за того, что после завершения миссии в Афганистане США ввели против талибского правительства экономические санкции. Государственные международные счета в объеме $9.5 млрд были заморожены. США, ЕС, МВФ, Всемирный банк и другие международные институты прекратили датировать афганскую экономику, которая почти на 50% формировалась за счет внешних вливаний.
Экономический кризис, сокращение внешней торговли и засуха привели к сильнейшему голоду в стране. По данным Всемирной продовольственной программы ООН, 22.8 млн афганцев из 38-миллионного населения испытывают трудности с доступом к продовольствию. Ситуация ухудшается тем, что из-за закрытия предприятий среднего и малого бизнеса возникают проблемы с доставкой и распределением продуктов. Отмечается, что из-за разворачивающегося голода в Афганистане может погибнуть больше людей чем за все годы американской операции.
Талибское правительство неоднократно обращалось к международному сообществу, прежде всего к США, с просьбой пересмотреть политику санкций. Однако США считают такой подход обоснованным. В Вашингтоне уверены, что экономическая помощь будет потрачена Талибаном на финансирование экстремистских и террористических акций, в том числе на территории американских союзников. Экономическая блокада рассматривается как логичное продолжение политики Вашингтона в Афганистане. Страны ЕС и НАТО также преимущественно придерживаются вашингтонской линии.
В США понимали, что после выхода из Афганистана образуется мощнейший вакуум силы, который попытаются заполнить соседние страны. Наиболее сильным игроком в регионе после ухода США оказался Китай, для которого Афганистан открывает большие возможности в плане реализации политики Пояса и Пути. Скооперировавшись с Пакистаном и странами Центральной Азии, Пекин способен предложить Афганистану действенную модель развития, которая при этом будет продвигать в регионе интересы Поднебесной. В частности, речь идет о строительстве дорог, коммуникаций, линий электроснабжения, добычи редких ресурсов и т.д.
Но вовлечение Китая в афганскую проблематику сопряжено для него со многими рисками. Во-первых, имидж Китая в исламском мире достаточно негативный из-за проводимой им политики в Синьцзяне. Даже в дружественном Пакистане религиозные деятели и исламские партии выступают с критикой КНР. Во-вторых, афганская проблема сталкивает интересы России и Китая в Центральной Азии. Пекин предлагает решать кризис через структуры ШОС, ставя во главу свою экономическую мощь. Но Россия, инвестировавшая серьезные ресурсы в обеспечение безопасности Центральной Азии, не готова легко уступить влияние Китаю. И, наконец, в-третьих, в Афганистане пересекаются интересы КНР и Индии, что послужит дополнительным фактором эскалации их давнего конфликта.
По обозначенным причинам процесс урегулирования афганского кризиса представлен несколькими конкурирующими площадками. В ноябре Индия организовала конференцию по Афганистану, куда были приглашены представители России, Ирана, стран Центральной Азии, Пакистана и КНР. Но Исламабад и Пекин отказались от встречи, ссылаясь на то, что индийская инициатива препятствует процессу нормализации. Пакистан со своей стороны прилагает усилия по мобилизации исламского мира. На открывшейся 19 декабря конференции ОИС Исламабад представил план для преодоления гуманитарного кризиса в Афганистане. Независимую политику проводит Турция, которая, с одной стороны, продолжает в стране линию НАТО, а с другой, закладывает фундамент для транслирования тюркской повестки в Центральную Азии. Китай более тяготеет к совместному с РФ и США формату «три плюс», который однако на данном этапе не может быть эффективным из-за растущих противоречий с США.
С учетом обозначенных проблем есть основания полагать, что кризис в Афганистане был спровоцирован Соединенными Штатами намеренно, и цель этой политики заключается в сдерживании Китая. Одновременно с выводом американских войск из Афганистана было объявлено о формировании в АТР военно-политического блока AUKUS США, Великобритании и Австралии, официальной целью которого заявлено противоборство китайской экспансии. Таким образом Вашингтон создал сразу два инструмента сдерживания Китая – узел напряженности в Афганистане для блокирования КНР с суши и блок AUKUS для конкуренции с ней на море.
В Афганистане США устроит любой возможный расклад. Увязнут ли китайские инициативы в геополитическом противостоянии с Россией и Индией, либо под тяжестью гуманитарных проблем Афганистан вновь погрузится в бесконечную гражданскую войну, результат будет один – центральноазиатское экономическое окно для Китая будет заблокировано. Оказавшийся на грани национальной катастрофы несчастный афганский народ в данном случае играет роль разменной монеты.
* Талибан – запрещенная на территории РФ организация
Иван Сидоров
https://www.foxnews.com/world/what-is-chinas-belt-road-initiative