Церемония открытия XXIV зимних Олимпийских игр в Пекине не обошлась без актуальной политики. Во время прохода украинской сборной оператор канала NBC перевел камеру на президента РФ В. Путина, и комментатор Саванна Гатри сообщила, что у границ Украины сосредоточено 100 тыс. российских солдат. В древности на период Олимпийских игр греческие полисы прекращали конфликты и военные действия, но в эпоху постмодерна Олимпиада – это всего лишь большой информационный повод.
Сегодняшний Украинский кризис очень напоминает ситуацию в Грузии в 2008 г. Тогда, также во время Олимпиады, правительство Саакашвили решило урегулировать проблему статуса Южной Осетии и Абхазии силовым путем, что привело к 5-дневной войне с Россией, чей миротворческий контингент выступал гарантом их безопасности. Этому предшествовала накачка Грузии американскими вооружениями и усиление со стороны Тбилиси антироссийской риторики. В интересах США, чтобы в Украине события развивались по схожей схеме.
С водораздельного 2014 г. оборонный бюджет Украины вырос с $3 млрд (1.3% ВВП) до $12 млрд (6% ВВП). За этот период США поставили на Украину военное оборудование и технику на $2.5 млрд. Помимо Вашингтона вооружение на Украину поставляют Великобритания, Канада, Чехия и страны Балтии. Численность украинской армии достигла 200 тыс. человек. Полным ходом идет ее переформатирование под стандарты НАТО. Украинская армия регулярно участвует в совместных с силами Североатлантического альянса учениях. В соответствии с новой директивой правительства к 2025 г. все украинские военнослужащие должны владеть английским языком.
Украина и Грузия являются двумя ключевыми элементами в политике сдерживания России Североатлантического альянса. После распада СССР – главного противника НАТО – блок не прекратил свое существование и продолжил расширяться на восток. В состав НАТО вошло 8 бывших членов Организации Варшавского договора, а также три бывших советских республики – Эстония, Латвия, Литва. Военная инфраструктура блока оказалась в 200 км от Санкт-Петербурга и 600 км от Москвы. Включение в состав НАТО Украины и Грузии завершит процесс расширения НАТО на Восток и приведет к окружению России в черноморском бассейне и на Кавказе, что станет существенным ударом по ее безопасности.
Россия неоднократно выражала свои опасения по поводу политики расширения НАТО. В декабре российский МИД передал американским коллегам проект договора о гарантиях безопасности, где четко изложил свою позицию – дальнейшее расширение губительно для безопасности Европы. Внутри Соединенных Штатов идея конфликта на Украине и участия в нем США пользуется крайне низкой популярностью. В материале еженедельника Newsweek «Чьи границы должны защищать США?» отмечено, что только 15% американцев поддержали бы отправку в Украину американских военных. Тем не менее, США проводят последовательный проукраинский курс, прекрасно осознавая, что потенциальная практическая выгода перекрывается негативными последствиями разрушения системы безопасности в Европе.
Настойчивость США объясняется глобальным спадом популярности Америки и ее структур. За последние несколько лет международное влияние США и НАТО заметно сократилось. В Сирии стратегическая инициатива принадлежит России, в Восточном Средиземноморье и Ливии господствует Турция, преобразовательные проекты на Ближнем Востоке – в Ираке и Афганистане – полностью провалились. Там не только не была построена демократия, но и уничтожены зачатки государственности. Иран несмотря на санкционное давление продолжает проводить независимую политику. Наконец вызов Китая грозит навсегда покончить с гегемонистскими амбициями Вашингтона.
Фактически в Восточной Европе и на постсоветском пространстве остались последние страны, сохраняющие веру в американскую исключительность. Провал в этих регионах станет окончательным ударом по имиджу США. По этой причине администрация Байдена, взвалившая на свои плечи бремя объединения вокруг США осколков демократического мира, столь принципиальна в украинском вопросе. Российская угроза помогает удерживать под своим началом «разбегающуюся» Европу.
Примечательно, что руководство Украины весьма обеспокоено такой «плотной опекой» США. В интервью для иностранных изданий президент В. Зеленский отметил, что нагнетание военной истерии в европейских и американских СМИ дестабилизирует страну и негативно влияет на национальную экономику. Экспорт капитала за последние месяцы достиг $12.5 млрд. Делая прозападный цивилизационный выбор на Евромайдане 2013 г., Киев рассчитывал на быструю модернизацию при поддержке Запада, а не превращение в военный авангард Европы, расплачивающийся жизнями своих сынов и дочерей за чужие идеалы.
В действительности война России и Украины мало кому выгодна. На это указывают крупные дипломатические инициативы, появившиеся за последнее время. Например, переговорную площадку Киеву и Москве предложил Р. Эрдоган (разумеется, со своим интересом). Заметно активизировалась французская дипломатия. 26 января в Париже состоялись 8.5 часовые переговоры советников «нормандской четверки». Встреча была настолько плодотворной, что французский президент Макрон объявил об официальных визитах в Киев и в Москву, которые состоятся 7 и 8 февраля.
Центральная тема прошедших и предстоящих переговоров – это выполнение Минских соглашений и принятие правовых гарантий для русскоговорящих граждан Украины. Отдельные политические силы в Украине, в особенности из силового блока, выступают против принятия минского документа без изменений, указывая на то, что он был принят при особых обстоятельствах. За 8 лет конфликта ситуация действительно поменялась, но корень проблемы остался неизменным – России и Украине необходимо научиться сосуществовать и взаимодействовать в новых условиях. Эти вопросы и должны быть главным предметом переговоров, а не война, которая станет величайшей трагедией в истории наших государств.
Иван Сидоров