Разбитобритания

Для правительства Великобритании украинский кризис не только площадка для продвижения глобальной повестки, но и удобная платформа для политического пиара правящей консервативной партии. С момента объявления выхода Британии из ЕС популярность тори в обществе падает. Выправлять положение консерваторы рассчитывают за счет активной внешней политики, что, однако, дает противоположный эффект.

Борис Джонсон, которому после странного премьерства Терезы Мэй было поручено вернуть доверие электората, со своей задачей не справился, и снижение рейтинга консерваторов ускорилось. Неумелые действия правительства во время пандемии COVID19, продовольственный и энергетический кризисы, снижение уровня жизни и скандальная личность самого Джонсона привели к тому, что на прошедших 5 мая выборах в местные органы победили лейбористы и представители центристских и националистических партий.

Консерваторы (1075 мест) лишились 500 мандатов в местных советах и утратили контроль над 13 муниципалитетами, включая Барнет, Уандсворт и Вестминстер, где они доминировали с 1964 г. Лейбористы (2265 мест) улучшили свои показатели на 24% в сравнении с прошлым годом (местные выборы в Британии проходят ежегодно в первый четверг мая), Либеральные демократы (712 мест) на 16%. Хорошо себя показала партия Зеленых, которой досталось 116 мест.

Но наиболее интересные результаты были получены в Северной Ирландии. Впервые за 100 лет на выборах победила националистическая партия Шинн Фейн (с ирландского «мы сами»), получив 27 мандатов из 90 в Ассамблее Северной Ирландии. Одним из пунктов программы Шинн Фейн, которая некогда была политическим крылом Ирландской республиканской армии, является проведение референдума о выходе из Соединенного Королевства и воссоединении с Республикой Ирландия.

В этой связи британская пресса породила новый термин – «Разбитобритания» (Broken Britain). Провал консерваторов и успех националистов (Шотландская национальная партия SNP также укрепила позиции) вынудили британских политических обозревателей усомниться в жизнеспособности Великобритании в ее нынешнем виде.

Конечно, хоронить британскую корону преждевременно. Такой результат на местных выборах скорее свидетельствует о росте внутренних проблем. Шинн Фейн шла на выборы не под лозунгами сецессии, а поддержки Североирландского протокола, сохраняющего зону свободной торговли между британским доминионом и ЕС. Североирландские юнионисты (партия DUP) добиваются отмены протокола, в то время как его исполнение необходимо для обеспечения Белфастского соглашения 1998 г., положившего конец вооруженному противостоянию между протестантами и католиками и сохранившего территориальную целостность Великобритании.

Борис Джонсон рассчитывал, что успешные действия Британии на украинском направлении помогут заработать дополнительные политические очки дома. Но этот расчет не оправдался. Во-первых, действия Лондона на украинском театре имеют ограниченный успех. При участии британских советников и спецназовцев Киев провел самую унизительную и провальную операцию по перехвату контроля над островом Змеиным. Тела погибших десантников, в числе которых, по некоторым данным, оказались британцы, были видны в течении суток с любого спутника.

Во-вторых, британцы оказались не столь легко обманчивы. Политика «Глобальной Британии», которую проводит кабинет Джонсона, вызывает в обществе раздражение, нежели гордость, особенно на фоне сокращающегося уровня жизни. Пока премьер-министр поет гимн с украинскими беженцами на Даунинг-стрит, британские пенсионеры сутками катаются на бесплатном общественном транспорте, чтобы сэкономить на счетах за электроэнергию. И если на данный момент угроза «Разбитобратинии» выглядит весьма условной, в ближайшем будущем при сохранении негативных трендов центробежные тенденции могут стать магистральными.