Диверсификация энергетической политики Европы – путь к выходу из кризиса в отношениях с Россией

Несмотря на клятвенные заявления лидеров ЕС о единстве в вопросе поддержки Украины мировая пресса фиксирует обратное. За последние месяцы поставки военной помощи Киеву из Европы заметно сократились. В некоторых случаях это объясняется достижением естественных пределов: дальнейшие поставки вооружений подрывают национальную безопасность отдельных стран. Но чаще это сознательный выбор правительств, не готовых жертвовать национальными интересами ради продления бесперспективного и разорительного конфликта.

Практически все попытки Европы заместить поставки энергоресурсов из России провалились или оказались сопряжены с такими рисками, при которых невозможны долгосрочные промышленные инвестиции.

22 августа цена на газ в Европе превысила $3 тыс. за тысячу кубометров, причем спровоцировали скачок не только новости из России, приостановившей работу последней турбины СП-1, но и из США. Наблюдавшиеся на прошлой неделе колебания цен на голубое топливо в Америке, сразу же отразились на европейских контрактах. США не справляются с растущим внутренним спросом, который, по мнению аналитиков, продолжит расти, и потому вынуждены сокращать объемы экспорта.

Европейские подходы к импортозамещению, как, например, реанимация проекта трубопровода MidCat, который должен объединить газовые системы Испании и Франции для наращивания импорта из Алжира, или альтернативная энергетика столкнулись с массой проблем. Энергонезависимые страны, такие как Франция и Норвегия, пользуются ситуацией, чтобы извлечь максимальные для себя выгоды. Бравурный визит фон дер Ляйен в Азербайджан дал ЕС лишь дополнительные 10 млрд куб. м в год к 2027 г., при том, что надо 130-150 млрд, если мы говорим о полном отказе от поставок из РФ.

При всех высокопарных разговорах альтернативная энергетика далеко не универсальное решение. Ветряки и солнечные панели красиво вписываются в аграрный ландшафт Нидерландов, но совершенно не подходят для индустриальной машины Германии. Развитие водородной энергетики ставит Европу перед угрозой дефицита воды, с которой на континенте и так большие проблемы, что подтвердило засушливое лето 2022 г. К тому же для электролиза необходима электроэнергия, а для доставки водорода потребителю дорогие и продвинутые технологии.

Период доминирования Газпрома на европейском рынке был золотой эрой в истории развития Евросоюза. Горячо критикуемые Брюсселем газовые хранилища Газпрома действительно позволяли российской компании сбивать цены, чтобы не пускать в Европу конкурентов, прежде всего поставщиков СПГ, но это было взаимовыгодное сотрудничество. Почти три десятилетия европейцы бесперебойно пользовались дешевыми энергоресурсами и не зависели от внешней конъюнктуры.

Ситуация, при которой Россия получала колоссальный приток финансов из Европы и закупала продукцию европейской промышленности не устраивала вступивших в системный кризис США, поэтому они сделали все для того, чтобы оторвать Россию от Европы. Для этого использовались идеологизированная бюрократия Брюсселя, принявшая Третий энергопакет, правительства стран Восточной Европы, разогнавшие волну русофобии, и, наконец, Украина, которая развязала с Россией две газовые войны и одну горячую.

После объявления СВО продолжение взаимодействия между Россией и Европой на старых условиях стало невозможным. Понимая, что США ни перед чем не остановятся, чтобы выдавить Россию с европейского рынка, Москва сделала первый шаг, предложив схему «газ за рубли» и кратно снизив прокачку голубого топлива в страны Европы. Фактически Россия предложила европейским правительствам новый механизм сотрудничества.

То, что казалось невозможным в Европе в марте, к концу лета 2022 г. оказалось не таким уж безрассудством. Если такие страны, как Венгрия приняли условия России сразу, то, например, Болгария выразила согласие на новые переговоры с Газпромом после отставки антироссийского правительства. Даже открытые противники России из Прибалтики и пытающаяся выслужиться перед Брюсселем Майа Санду очень сдержаны в вопросах энергетической безопасности.

Но, пожалуй, самым показательным примером стала Германия, которая импортирует наибольшее количество российских энергоресурсов. Стоит напомнить, что Северный поток 1 и 2 были построены именно в интересах и на деньги немецких промышленников, пытавшихся избавиться от рисков, связанных с транзитом через Украину. Именно по этому вопросу в конце июля в Россию приезжал экс-канцлер Шрёдер, и, похоже, что переговоры с Путиным увенчались успехом. Во вторник немецкий регулятор сообщил о заполненности хранилищ Германии на 80%. Страна полностью готова к зиме.

По этой причине Германия выступает в качестве главного «спойлера» поставок вооружений на Украину. Пока Министерство обороны громко анонсирует новые транши оружия Киеву, офис Шольца под разными предлогами сдвигает сроки на следующий год. Берлину даже удается влиять на другие европейские страны, которые закупают немецкую военную технику. Так, газета Newsweek сообщила о том, что Испания несмотря на проукраинские заявления правительства Санчеса отказывается поставлять ранее обещанные танки Leopard 2A4.

Можно констатировать, что в истории российско-европейских отношений наступает новая эра – эра жёсткого прагматизма. Россия больше не поставляет газ Европе, она поставляет его Германии, Венгрии, Болгарии, Польше, Италии и другим странам европейского континента, готовым к здоровому диалогу. Москва также предоставляет инфраструктуру и финансовый механизм, а европейцы вольны сами выбирать чьи интересы для них важнее: свои или американские.

 

Иван Сидоров