Эффект Харькова

Успешное контрнаступление ВСУ в Харьковской области имеет широкие последствия. Новая украинская армия, которую за полгода подготовили на западные кредиты с вооружениями и выучкой НАТО, в корне отличается от той силы, с которой ВС РФ столкнулись в феврале-марте. ВСУ стали более мобильны и готовы к масштабным наступательным операциям. России необходимо учитывать этот опыт и ставить более конкретные и реалистичные задачи, поскольку от исхода украинского конфликта зависит стабильность российских границ и её глобальные долгосрочные интересы.

На волне успеха харьковской операции Киев опубликовал новый вариант документа по гарантиям безопасности Украины, который для Кремля ещё более неприемлем чем Стамбульская декларация. Украина отказалась от компромиссов по Крыму и требует передать ей замороженные российские активы в размере $300 млрд. Также она намерена добиваться не только членства в Европейском союзе, но и Североатлантическом альянсе.

Понятно, что Киев будет выставлять максимально дерзкие и выгодные для себя условия. Важно то, что после харьковских событий и другие игроки также начали прощупывать российские позиции в разных регионах мира.

Так, Азербайджан при явном покровительстве Турции пошёл на новое обострение с Арменией. Конфликт давно вышел за пределы НКР и на этот раз были обстреляны и захвачены приграничные армянские территории. Расчет был на то, что занятая на Украине Россия не сможет обеспечить безопасность союзника. Но после переговоров Пашиняна и Путина ночью 13 октября было принято решение задействовать механизмы ОДКБ, которая хорошо показала себя в январе этого года в Казахстане.

Говоря о Казахстане, 14 сентября в Астану с официальным визитом прибыл руководитель КНР Си Цзиньпин. В преддверии самаркандского саммита ШОС китайский лидер решил удостовериться, что в Казахстане, через который должна пройти одна из веток Пояса и Пути (что примечательно в обход России), позиции Китая крепки. Пользуясь случаем, Си пообещал Токаеву поддерживать независимость и территориальную целостность Казахстана, чем прямо указал на стремление заменить ОДКБ в регионе Центральной Азии.

Западные политики несмотря на успехи своего украинского проекта дают более сдержанные оценки. Газета The Washington Post, ссылаясь на американское разведсообщество, считает, что Москва по-прежнему обладает огромным военным потенциалом, который она может задействовать как на Украине, так и за её пределами. Наступление далось Киеву ценой большой крови – даже официальные лица озвучивают цифры в районе 10 тыс. убитых. Реальная картина может быть ещё более мрачной.

Харьковское контрнаступление должно быть поводом не для паники, а правильных выводов. Глава Чечни Рамзан Кадыров стал одним из немногих политиков в России, который открыто высказался о неудачах на Харьковщине и отметил, что российским ведомствам стоит работать оперативнее. Учитывая, что ни одна из сторон конфликта отступать не намерена, ставки завышены до предела, а поток оружия Киеву с Запада будет только нарастать, нужно быть готовым осуществлять грамотное информационное сопровождение не только побед, но и поражений.

 

Иван Сидоров