XX съезд КПК: конец «китайского чуда»

Несмотря на попытки таблоидов раздуть сенсацию из странного поведения Ху Цзиньтао, XX съезд КПК в целом прошел в штатном режиме. Си Цзиньпин ожидаемо получил новый пятилетний мандат и существенно усилил позиции на вершине китайского политического олимпа. Четыре его надежных союзника вошли в Постоянный комитет Политбюро, в результате чего Си установил полный контроль над Поднебесной.

Рынки отреагировали на XX съезд лёгкой паникой. От китайского руководства ожидали краткосрочных решений, таких как отмена ковидных ограничений и либерализация рынка недвижимости. Но вместо этого в докладе Си Цзиньпина основной акцент был сделан на обеспечении долгосрочной стабильности и безопасности. В результате на торгах на Гонконгской бирже в понедельник индекс Hang Seng просел на 6.4%. Иностранные инвесторы распродали китайские акции на $2.5 млрд.

Что так напугало мировой капитал? Си сознательно не делал резких выпадов в сторону Запада и даже в принципиальных вопросах, таких как статус Тайваня, придерживался умеренной линии (на съезде присутствовали тайваньские делегаты). Главной целью он провозгласил «превращение Китая в великую и современную во всех отношениях социалистическую страну». В качестве даты окончания трансформации был выбран далекий 2049 г. – год образования Китайской Народной Республики.

Китай входит в новую стадию развития и связано это не столько с желаниями Си Цзиньпина и его команды, сколько с объективными экономическими и общественно-историческими процессами.

Экономика Китая замедляется, и этот процесс имеет необратимый и долгосрочный характер. Это отмечают как западные, так и восточные специалисты. Ресурс для экстенсивного, скачкообразного роста исчерпан практически полностью. Китай становится страной со средним уровнем доходов, поэтому он больше не может обеспечивать умопомрачительные 8-10% роста ВВП в год. Из-за пандемии этот показатель сократился до 2.5%. Си Цзиньпин попытается увеличить его до 5%, но, по мнению председателя центра Rockefeller International Р. Шарма, сделать ему это не удастся из-за негативной демографической картины. Население Китая слишком быстро «стареет».

Понимает это и Си Цзиньпин, поэтому и ставит в качестве главных приоритетов поддержание стабильности экономического роста и повышение безопасности, чтобы противостоять внешним и внутренним вызовам. Китай успешно преодолел Гонконгский кризис, о чем говорилось на съезде, и таким же образом планирует решить и вопрос Тайваня – последовательно и мирно.

В экономике главным приоритетом становится технологическая модернизация: создание высокотехнологичных производств, развитие новых телекоммуникационных технологий и космические программы. Китай остро нуждается в научно-технической революции, чтобы не допустить сковывания китайской экономики американской санкционной удавкой.

Фундамент «китайского экономического чуда» заложил американский дипломат Генри Киссинджер, который полвека назад вполне разумно посоветовал президенту Никсону начать сближение с Китаем для противодействия СССР. Этот план сработал, Советского Союза не стало, а американский бизнес озолотился на китайских концессиях. Но со временем сам Китай оказался для США даже большим вызовом чем СССР, поскольку сделал заявку на экономическое и финансовое лидерство в мире.

С приходом Си Цзиньпина к власти отношения США и КНР окончательно зашли в тупик. Проамериканская часть китайского истеблишмента, т.н. «группа Комсомола» (по терминологии китаеведа Н. Вавилова), начала утрачивать влияние в системе китайской власти. XX съезд завершил этот процесс. На вершине иерархии окончательно закрепились националисты во главе с «армейской группой» Си Цзиньпина.

Перемены в Китае полностью соответствуют глобальным трендам. За последние 30 лет на мировой политической карте вокруг США образовалось геополитическое плато из новых стран, которые, объединив усилия, могут сдерживать американскую гегемонию. Это кардинально меняет международный баланс сил, и Китай как древнейшая цивилизация, умеющая адаптироваться к разным условиям, как негативным, так и позитивным, принимает новые правила и предлагает США поступить таким же образом.

После XX съезда Си Цзиньпин подготовил письмо по случаю ежегодного делового ужина в Национальном комитете по американо-китайским отношениям в Нью-Йорке. В нём китайский лидер призвал американское руководство восстановить отношения ради «повышения стабильности и определенности в мире». Китай не ищет конфронтации, а делает шаг навстречу будущему, рассчитывая «переварить» любые ответные действия, и добровольно передаёт ход США.

 

Иван Сидоров