G20 на Бали: саммит «миротворцев»

От саммита G20 на Бали (15-16 ноября) ожидали многого. Примерно за неделю начали поступать самые разные данные об интенсивных переговорах между США и Россией. Обе стороны подтвердили, что 14 ноября директор ЦРУ Уильям Бернс и глава СВР Сергей Нарышкин встретились в Анкаре. Госдепартамент заверил, что главной темой обсуждения было ядерное разоружение и американские заключенные в России. Многими экспертами это было трактовано как «сигнал к большой сделке». Но чуда не случилось.

Украинский вопрос действительно был одним из главных на Бали. Директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева назвала конфликт на Украине «главным негативным фактором для мировой экономики в 2022 г.», который, по прогнозам аналитиков МВФ, продолжит на неё влиять и в 2023. Из-за возникшей нестабильности был существенно скорректирован прогноз роста мирового ВВП: вместо 3.8% в год, как этого ожидали в январе, его снизили до 2.7%.

В сравнении с апрельским саммитом министров финансов стран Двадцатки, когда делегации США, Украины, Великобритании, Франции и Канады в знак протеста покинули зал во время выступления представителей из России, балийская встреча прошла в конструктивном русле. На этот раз хлопать сиденьями никто не стал. А Сергей Лавров, которого американская пресса заочно госпитализировала, даже внимательно выслушал выступление президента Зеленского, озвучившего украинский план мира.

Вопреки прогнозам была принята итоговая декларация на 17 страниц. В ней отмечено, что беспрецедентные кризисные явления (пандемия, энергетический и продовольственный кризисы, украинский конфликт) охватили глобальное пространство, но страны Группы двадцати, куда входят крупнейшие экономики мира, готовы объединить усилия для решения мировых проблем. Двадцатка осудила действия России и призвала к скорейшему урегулированию украинского кризиса, но также в декларации было отмечено, что на саммите были «высказаны другие точки зрения и даны различные оценки, касающиеся указанной ситуации и санкций».

На этом запас солидарности был исчерпан. Вернувшись с Бали, президент Байден отметил, что в итоговой декларации российская спецоперация на Украине была «осуждена самым решительным образом». Пресс-секретарь президента РФ Д. Песков напротив отметил, что Россию полностью устраивают формулировки декларации, поскольку «была отмечена и зафиксирована разница в подходах». Второй день работы саммита был омрачен новостями об упавшей на территории Польши украинской зенитной ракете, которую Киев попытался выдать за российскую. Кризис довольно быстро замяли.

За протоколом скрыть поколенческий конфликт Востока и Запада так и не удалось. Европа и США продолжают воспринимать Двадцатку в качестве «расширенной Семёрки», где им отведена главенствующая роль. Потому в комментариях западной прессы по балийскому саммиту часто проскальзывали цивилизаторские нотки, как, например, у издания Foreign Policy, отговаривавшего Байдена от переговоров с Россией по Украине. Но остальной мир интересовали и другие темы.

Второй по популярности новостью саммита G20 (первой в Азии) стал прилёт на Бали китайского лидера Си Цзиньпина после трёхлетнего локдауна и его переговоры с президентом Байденом. Исход переговоров был предсказуем – и китайский лидер, и американский высказались против прямой конфронтации, но клясться друг другу в дружбе тоже не стали, да, и не было такой цели. США и Китай обречены быть соперниками в XXI в., только если Пекину ничего не нужно делать для победы, если судить по карте торговой войны, которая широко разошлась в сети в преддверии американо-китайских переговоров, Вашингтону и его союзникам требуется мощнейшая мобилизация.

С тревогой в США смотрят ещё на одну карту – карту стран BRICKS. Недавно Индия обогнала по объёму экономики Великобританию, занимавшую 5-е место в мире. Через 10-15 лет, как заявил министр финансов Нирмала Ситхараман, индийская экономика поднимется на 3-е место. Таким образом довольно скоро в BRICKS окажется вторая и третья экономики мира. Не случайно о своем желании присоединиться к блоку заявили уже 12 стран. После расширения в странах BRICKS будет проживать более 50% населения планеты, в их распоряжении окажется более 50% природных ресурсов. В этом плане новая резервная валюта – лишь вопрос времени.

Лучше всего балийский саммит подытожил инцидент между китайским лидером Си Цзиньпином и премьер-министром Канады Джастином Трюдо. Встретив канадского коллегу где-то в кулуарах, Си в менторском тоне выразил ему решительный протест в связи с тем, что по вине канадской стороны (и лично Трюдо) содержание их последней беседы попало в прессу. Китайский лидер напомнил канадскому премьеру, что так большая политика не делается, на что Трюдо смог ответить лишь натянутой улыбкой.

Не прошло и века с крушения колониальных порядков как глобальные роли поменялись, и уже более древний, но долгое время отстающий Восток наставляет Запад в вопросах политики. В этом отношении прошедший на Бали саммит действительно можно назвать «саммитом миротворцев». Только если одна группа стран пыталась умиротворить своих противников для сохранения старого миропорядка, в котором они занимают центральное место, то другая творила новый мир.

Завершилась G20 передачей председательства от хозяина саммита Джоко Видодо премьер-министру Индии Нарендру Моди. Все последние кризисные годы Дели проводил очень сбалансированную политику и выступал «голосом разума» в международных отношениях. Именно индийской дипломатии удалось согласовать текст итоговой Балийской декларации, отмечают наблюдатели. Поэтому председательство Индии в 2023 г. – это наилучший выбор из возможных: она либо выведет отношения внутри Двадцатки на новый уровень, либо проведёт наиболее пристойные похороны этого формата.

 

Иван Сидоров