ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКАЯ БРЕШЬ

30 ноября президент Франции Макрон прибыл в США с официальным визитом. Хотя в западном мейнстриме принято писать о том, что на фоне украинского кризиса евроатлантическое единство стало прочнее, чем когда-либо, в действительности отношения между Старым и Новым Светом проходят жесточайшую проверку на прочность. Вместо послания дружбы Макрон привез из-за океана французское «J’Acсusе!».

Главным предметом критики Макрона стал «Закон о сокращении инфляции» (The Inflation Reduction Act, IRA), принятый Конгрессом пару месяцев назад. Макрон назвал его «сверхагрессивным» по отношению к европейским компаниям и в целом «антиевропейским». Французский лидер настойчиво посоветовал американским коллегам пересмотреть закон ради сохранения единства западного мира.

Раздражение Макрона легко понять. IRA это довольно простое, но очень эффективное средство убийства европейской высокотехнологичной промышленности. Закон предусматривает субсидирование высокотехнологичных компаний в США в объеме $400 млрд. Эта мера фактически дает зелёный свет европейскому бизнесу перенаправлять инвестиции и перевозить производство за Атлантику, оставляя Европу не только без рабочих мест, но и без технологического развития. Конкурировать с таким объемам финансов увязший в экономической войне с Россией Брюссель не в состоянии.

Стоит отметить, что IRA – это не единственная антиевропейская инициатива США, принятая за последний год. Габор Штайнгарт, журналист немецкого издания Focus вспомнил также 280-миллиардный Закон о чипах, который фактически парализовал взаимодействие европейских и китайских компаний в сфере высоких технологий, вынуждая европейцев переориентироваться на США. Укоряют Дядю Сэма также и за торговлю сжиженным газом по цене, в 4 раза превышающей стоимость российского голубого топлива.

Еще одним оружием Вашингтона против Европы служит так называемая «зелёная экономика». С одной стороны, из-за тепличных условий, созданных в США для предприятий зелёного сектора, европейская промышленность не способна произвести высококонкурентный «зелёный» продукт. С другой, благодаря успешной и эффективной пропаганде любое отступление от «зелёного кодекса» может и будет использовано Америкой для усиления давления на сердобольных европейцев. Уничтожающие шедевры мировой культуры экоактивисты – первые ласточки европейского неохунвейбинства, которое щедро проспонсирует Вашингтон.

Как и 100 лет назад США наживаются на бедах Европы с той лишь разницей, что сегодня на кону более высокий приз – европейский технологический суверенитет. Его потеря автоматически означает утрату международной правосубъектности, поэтому европейцы не намерены смирно дожидаться пока Дядюшка Сэм закончит свой славный пир.

В Брюсселе прорабатывают несколько вариантов защиты европейского суверенитета, отмечает Politico. Во-первых, готовится собственная законодательная база для субсидирования европейской промышленности, стимулирования спроса на товары, произведенные в ЕС, и, в крайнем случае, для закрытия европейского рынка от США торговыми барьерами и пошлинами.

Во-вторых, не дожидаясь, когда захлопнется американская мышеловка, европейский бизнес начал спасать критические отрасли экономики, выводя некоторые производства за пределы Европы.

Си Цзиньпин принимает немецкого канцлера в Доме народных собраний в Пекине 4 ноября

Если Макрон в конце месяца наведался в США, чтобы, используя свои связи, донести до Белого Дома озабоченности Европы, канцлер Германии Олаф Шольц в начале ноября посетил Китай, став первым европейским лидером, удостоенным аудиенции Си Цзинипина после победоносного для него XX съезда КПК. Вместе с Шольцем в Поднебесную прибыли представители 12 крупных немецких компаний, включая Volkswagen, BMW, BASF, Bayer, Deutsche Bank и Siemens.

Примечательно, что этот визит вызвал широкое недовольство в ЕС. Райнхард Бутикофер из Европейской партии зелёных назвал его «самым спорным за последние 50 лет». Критиковали Шольца в первую очередь за то, что в условиях общеевропейского кризиса он пытается «выторговать» преференции для немецкой экономики.

Но Олаф Шольц выпады в свой адрес проигнорировал: спасение немецкой экономики – спасение экономики всего континента. В Пекине было подписано несколько крупных контрактов, включая $17 млрд сделку с Airbus. Компании Volkswagen и BASF объявили о расширении производства в Китае. Всего же, по данным Немецкого института экономических исследований, в первой половине 2022 г. немецкие компании инвестировали в КНР в общей сложности более €10 млрд, что является рекордным показателем.

Китай далеко не единственное направление релокации европейской промышленности. По обнародованным данным из закрытого доклада Reuters-A.P. Moller Maersk, ещё двумя популярными странами среди европейского бизнеса являются Польша и Турция.

Интересы Европы и России пересеклись гораздо севернее Украины

Все эти непохожие на первый взгляд страны объединяет одно критическое преимущество – дешевые энергоносители. Как известно, в ответ на санкции Россия кратно увеличила прокачку газа в Китай и Турцию. По предложению В. Путина прорабатывается вопрос о строительстве в последней газового хаба. Польша также близка к реализации своих масштабных энергетических амбиций. Из-за украинского кризиса ускорилось строительство трубопровода Baltic Pipe, по которой голубое топливо из Норвегии будет доставляться на континент.

Как бы не рекламировали адепты энергоперехода преимущества нового экономического уклада, дешёвые и доступные энергоносители остаются главным условием для крупного промышленного производства. Поэтому капитал свой выбор сделал: не дожидаясь пока Европа окончательно «замёрзнет», что предсказывают ей соседи как на западе, так и востоке, европейский бизнес бросился в объятия глобализации, фактически повторяя сценарий 1973 г., когда из-за ближневосточного эмбарго массово распространился феномен ТНК.

Томас Шафер, топ-менеджер Volkswagen в интервью для Fortune похвалил предпринимаемые лидерами Германии и Франции меры по спасению европейской экономики, однако высказался за более агрессивную модель поведения для Европы. Мир вступает в эпоху торговых войн, причем из-за действий Вашингтона Европа оказывается по разные стороны баррикад с США. Америка дала понять, что будет использовать любые нерыночные механизмы для защиты своих интересов. Европейский континент ждут турбулентные времена.

 

Иван Сидоров