Китай принимает вызов

В годовщину начала специальной военной операции России на Украине Пекин представил свой мирный план урегулирования конфликта. Состоящий из 12 пунктов документ получил название «Позиция Китая по политическому решению украинского кризиса». Хотя он выдержан в характерном для китайской дипломатии «нейтральном» ключе и постоянно апеллирует к Уставу ООН, США категорически отвергли его, признав «пророссийским».

Негативная реакция Вашингтона объясняется не столько содержанием китайского плана, сколько его наличием. Подход США к урегулированию украинского кризиса перестал быть единственно допустимым – в мире появилась альтернатива. Перед публикацией мирного плана заведующий Канцелярией комиссии по иностранным делам ЦК КПК Ван И посетил Францию, Италию, Германию и Венгрию, и, как сообщают инсайдеры, кулуарно представил более детальный сценарий послевоенного устройства Украины. Он предусматривает признание итогов референдумов в Крыму и 4 областях и создание демилитаризованной зоны на остальной территории восточнее Днепра.

Завершился европейский тур Ван И в Москве, что стало еще одним неудобным для США обстоятельством. Китайский дипломат назвал связи с Россией «прочными как скала». Товарооборот в конце прошлого года достиг $190 млрд, а в 2023 г. должен превысить отметку в $200 млрд. Ван И и глава Совбеза РФ Н. Патрушев подтвердили, что Россия и Китай продолжат взаимодействие по созданию многополярного мироустройства и будут противостоять любым формам одностороннего запугивания. Была достигнута предварительная договоренность о визите председателя КНР Си Цзиньпина в Россию, который, вероятнее всего, состоится в мае во время празднования Победы.

Как и перед российско-иранскими переговорами в июле 2022 г. американская пресса провела агрессивную антикитайскую кампанию. CNN и Wall Street Journal со ссылкой на разведсообщество США сообщили о том, что Китай рассматривает вопрос о поставках России вооружений – артиллерии, дронов и боеприпасов. Китайская компания Spacety была внесена в черный список Минторга США, поскольку, как указали в ведомстве, она оказывает «существенную поддержку ВС РФ и компаниям российского ВПК, а также осуществляет деятельность, противоречащую интересам США в сфере национальной безопасности и международной политики».

В том, что российско-китайский стратегический союз начал выкристаллизовываться, США некого винить кроме себя. Отказавшись признать новый глобальный расклад, они сознательно пошли на эскалацию отношений с Китаем, начали вводить против него экономические санкции и угрожать силой. В начале февраля этого года Пентагон сообщил об открытии на Филиппинах пяти военных баз вдобавок к четырем имеющимся. Продолжается ползучая милитаризация Японии и Южной Кореи, накачка Тайваня современными вооружениями, строится база атомного подводного флота в Австралии, укрепляется тихоокеанский военно-политический блок AUKUS.

Китаю так же, как и России, брошен вызов, и в американоцентричном мире им отказано в праве на защиту. Поэтому стремление Москвы и Пекина к многополярному устройству столь обоюдно и естественно: от этого фактически зависит их дальнейшее существование. В рамках Мюнхенской конференции Пекин озвучил еще одну важную инициативу – «Концепцию глобальной безопасности», в которой изложено китайское видение справедливого мироустройства. Хотя документ составлен все в той же «нейтральной» манере, в нем прямо указано, что глобальная безопасность должна быть единой и неделимой, основываться на принципах международного права, а гегемонизм, блоковость и «ментальность Холодной войны» должны уйти в прошлое.

Эксперты считают, что развитие российско-китайского союза очень скоро приведет к значительным сдвигам в мировой политике. Если в прошлом году евроатлантическое единство казалось нерушимым, а отношения между Китаем и Европой развивались по нисходящей, то в 2023 г. активизация китайской дипломатии на украинском треке и в мире в целом ставит европейцев перед сложным выбором: продолжать конфликтную линию, ухудшая экономическое положение в Европе и усиливая зависимость от США, либо же занять более конструктивную позицию и принять законные требования России и Китая в сфере безопасности.

Иван Сидоров