G20 в Дели: Путин побеждает?

«Одна Земля, одна семья, одно будущее» – таков лейтмотив индийского председательства в G20. Это самые нужные и одновременно самые бесполезные слова, которые могли быть только сказаны в 2023 г. Призыв премьер-министра Индии к благоразумию собравшихся на министерской встрече Двадцатки в Дели звучал как глас вопиющего в пустыне. Конфликт, который вышел далеко за пределы Украины, находится в самой острой фазе, и ни одна из сторон не намерена отступать.

Наиболее обсуждаемой темой прошедшего в Дели саммита была короткая беседа между министром иностранных дел Лавровым и госсекретарем Блинкеным, первая после 24 февраля 2022 г. очная встреча глав российского и американского дипведомств. В прессе есть много версий того, о чем они говорили на протяжении 10 минут, но сходятся они лишь в одном – договориться о чем-либо не получилось. Блинкен дал понять, что США будут поддерживать Украину «столько сколько потребуется», Лавров ответил, что это никак не повлияет на достижение Россией поставленных задач. Дальше говорить было не о чем.

Любые панельные дискуссии, были ли они посвящены экологии, логистике, финансам или борьбе с терроризмом, превращалась в поле битвы: западные дипломаты направляли обвиняли во всем Россию, российские отбивались. Сергей Лавров даже извинился перед индийским коллегой Джайшанкаром за то, что образцово организованное мероприятие превратилось в «европейский балаган». Тезис о том, что мировая политика не исчерпывается интересами Европы, Джайшанкар был вынужден проговорить и сам, когда европейские журналисты попытались упрекнуть Индию за российскую нефть.

Вполне ожидаемо саммит завершился без принятия итогового коммюнике. Россия и Китай не согласились с 3 и 4 пунктом предложенного проекта, в котором говорилось об «агрессии РФ» и подчеркивалась необходимость соблюдать «международное право и многостороннюю систему, гарантирующую мир и стабильность». С учетом объемов поставок оружия Украине, которые по последним данным в 3-5 раз превышают декларируемые, принятия в НАТО Финляндии и Швеции, а также открытого военного давления на Китай на Тихом океане, такая реакция российской и китайской делегаций более чем ожидаема.

На полях саммита Лавров также побеседовал с новым главой МИД Китая Цинь Ганом, недавно занявшим пост в рамках кампании Си Цзиньпина по «декомсолизации» истеблишмента. Легкая тональность их встречи резко контрастировала с нервозностью переговоров с Блинкеным. Лавров и Ган констатировали, что российско-китайский союз состоялся. Двусторонние связи развиваются высокими темпами. Позиции Москвы и Пекина совпадают по всем ключевым международным вопросам.

Одним из немногих позитивных решений саммита G20 в Дели оказалось принятие в качестве полноправного члена Двадцатки Африканского союза. Этот шаг назрел давно, но с мёртвой точки процесс сдвинулся только после активизации России на африканском направлении. Обещание членства G20 было одним из главных предложений Джо Байдена на саммите США-Африка в декабре. Но пообещал это американский лидер только для того, чтобы убедить африканских лидеров присоединиться к антироссийскому блоку.

Лучше всего работу саммита G20 подытожил журнал The Spectator. В статье Is Putin Winning авторы констатировали, что большинство стран глобального Юга отвергает западную трактовку украинского кризиса и поддерживает Россию. Формат Двадцатки создавался в противовес Семёрке и должен был стать платформой для примирения Севера и Юга, но страны Запада не оставили попыток превратить её в расширенную Семёрку, в то время как Москва предлагает реальную альтернативу. По этой причине, заключает The Spectator, мировая система и меняется в пользу России, тем более сегодня, когда на её сторону встал Китай.

Иван Сидоров