По миру прокатилась свежая волна протестов. Хотя на Западе особый акцент сделали на грузинских событиях, они были далеко не самыми масштабными. Пока грузинская молодежь на проспекте Руставели скандировала против закона об иноагентах, во Франции восемь главных профсоюзов организовали общенациональную забастовку из-за повышения пенсионного возраста. Более чем на двое суток Пятая республика «встала на паузу» – прекратило работу большинство коммунальных служб, а в крупных городах произошли столкновения между бастующими и силовиками.
Тем временем в соседних Нидерландах в знак протеста против планов правительства по сокращению выбросов оксида азота в сельском хозяйстве фермеры устроили «тракторный марш» на Гаагу. Более скромно протестные акции прошли в Кишиневе, где противники Майи Санду после принятия нового языкового закона пытались призвать правительство прекратить сеять межнациональную рознь и остановить ползучую румынизацию. Но бурлила не только Европа. В Израиле уже девятую неделю люди выходят на улицы против судебной реформы, которая ограничивает полномочия Верховного суда в системе разделения властей.
Все эти не связанные на первый взгляд события являются симптомами общего заболевания – кризиса мировой системы, основанной на господстве США и доллара. Каждая страна, каждое общество реагируют на него по-своему, по миру распространяется нестабильность, и вакцины от этого вируса пока не изобрели. Каждый шаг в сторону от кризиса вызывает каскад новых негативных явлений, из-за чего в конечном итоге процесс трансформации мировой системы затягивается, а глобальные риски возрастают.
Главные новости последних дней все-таки пришли не из Европы и Ближнего Востока, а, как и полагается, из-за океана. 7 марта сразу несколько банков США – Signature Bank, Silicon Valley bank и Silvergate Capital – объявили о банкротстве. В течение следующего дня еще четыре банка Citigroup, JPMorgan, Wells Fargo и Bank of America потеряли более $50 млрд рыночной стоимости. В масштабах всего банковского сектора США подобные колебания могут показаться не столь существенными, но многие эксперты забили тревогу. Если финансовый кризис 2008 г. можно было списать на рыночную жадность, то банкопад 2023 г. выявил тяжелейшие системные проблемы в американской экономике.
В период пандемии и локдауна снизилась доходность американского IT-сектора, поэтому связанные с ним калифорнийские банки начали менять денежную стратегию. Так, Silicon Valley bank вложил около $105 млрд клиентских депозитов в гособлигации и ипотечные бумаги, которые считались самыми надежными и выгодными вложениями в мире. Но когда в прошлом году ФРС, чтобы сбить инфляцию, подняла ключевую ставку – эти активы резко просели в цене. По данным Федеральной корпорации по страхованию вкладов (FDIC), к декабрю 2022 г. из-за маневра ФРС американские банки суммарно потеряли $630 млрд.
Данное обстоятельство создает угрозу не только для банковской системы США, но и тесно связанных с ней финансовых систем Европы и Азии. В понедельник 13 марта торги на европейских и азиатских биржах просели на 2.5-12%. С наибольшими рисками столкнулся швейцарский Credit Suisse, немецкий Commerzbank, шведский пенсионный фонд Alecta, национальная пенсионная служба Кореи.
Министр финансов США Джанет Йеллен заявила, что правительство не намерено спасать обанкротившиеся банки, но работает над тем, чтобы вернуть деньги вкладчикам. С учетом того, что американская система страхования распространяется на вклады до $250 тыс., а 95% депозитов Silicon Valley bank превышали сумму страхового порога, не совсем ясно как именно будет работать план спасения. У ФРС есть два пути: снижать ключевую ставку, либо закачивать в экономику гигантские объемы денежной массы. В обоих случаях правительству придется иметь дело с последствиями в виде инфляции.
К концу недели стало известно, что ответом ФРС на банкопад стала дополнительная эмиссия. Меньше чем за неделю в экономику было влито $300 млрд в виде займов, что в два раза превышает объемы разовой финансовой помощи, предоставляемой банковскому сектору в 2008 г. и является абсолютным историческим рекордом. Это значит, что все заверения американских регуляторов, о том, что финансовый сектор стал более ответственным пустая демагогия. Менее чем за неделю ФРС ликвидировала все достижения длящейся почти год операции по сдерживанию инфляции. Не очень благоприятная тенденция для демократов в преддверии выборов.
На пресс-конференции в понедельник президент Байден уклонился от ответа на вопрос о последствиях краха калифорнийских банков для американской финансовой системы. Он просто, ссутулившись, вышел из зала. Таким поводом не мог не воспользоваться Трамп, чтобы уколоть своего старого врага. Экс-президент предупредил американцев о том, что «Сонный Джо» ведет Америку к новой депрессии. С этим сложно спорить. На протяжении последних 15 лет американский финансовый сектор оттягивали кризис, что привело к эффекту мультипликатора. На сколько ещё хватит ФРС не может сказать ни Байден, ни Трамп, ни сам Господь Бог, который, похоже, оставил избранный народ.
Иван Сидоров