«Для нашей страны наступили самые опасные за всю ее историю времена. Над нами, на черном мрачном фоне, встала угроза третьей мировой войны. А единственная причина беспрецедентно рискованного положения, в котором мы оказались – отсутствие лидера у США и у всего мира. Байден безнадежен и тащит нас за край пропасти. Мы не должны этого допустить. Нам необходимо вернуть контроль над Белым домом или нашей стране конец», – так 45 президент США Дональд Джон Трамп обратился к сопартийцам на ежегодной конференции CPAC. Разумеется, единственным человеком, который может спасти Америку и весь мир от катастрофы, Трамп назвал себя.
США подходят к очередным президентским выборам действительно не в лучшей форме. Банкротство Silicon Valley bank запустила цепную реакцию снижения ликвидности финансовых институтов США и Европы, и еще неизвестно, как и когда удастся ее остановить. Инфляционный и энергетический кризисы не преодолены, а лишь отсрочены в ручном режиме. Война на Украине сделала реальностью союз России и КНР, на который равняется весь развивающийся мир. Аналитики все чаще говорят о конце эпохи американской исключительности. Таков промежуточный итог первой четырехлетки Байдена. Столь оглушительные провалы скрадывают эффект тех достижений, что удалось вырвать его команде.
Но неудачи Байдена не переходят автоматически в победы Трампа. Напротив, статистика фиксирует снижение популярности экс-президента. Опрос Politico, проведенный среди республиканского партийного актива в начале марта, продемонстрировал мощный рост популярности губернатора Флориды Рона ДеСантиса. В его поддержку высказалось 73% опрошенных. При этом ДеСантис официально свою кандидатуру пока не выставлял. Трампа упомянуло 43% опрошенных (участники опроса называли несколько кандидатов). За экс-представителя США в ООН Никки Хейли, объявившей о президентских амбициях в середине февраля, высказались 36% респондентов.
Стремление республиканцев разнообразить пул кандидатов закономерно. Высокий антирейтинг Трампа мешает консерваторам консолидировать электорат. ДеСантис же может стать идеальной компромиссной фигурой, которая привлечет голоса и разочаровавшихся сторонников демпартии (например, чернокожих меньшинств). С одной стороны, он дистанцируется от партийных ястребов, чьи военные авантюры на Ближнем Востоке привели к поражению республиканцев в 2008 г. С другой, ДеСантис заработал имидж классического, но современного неоконсервативного лидера, который не боится отвергать раздражающие многих левые веяния, но при этом избегает ортодоксии. Для уставшего от потрясений американского общества такой кандидат может оказаться крайне привлекательным.
В демократическом лагере пока никак не отвечают на шаги своих оппонентов. Байден продолжает оставаться фаворитом праймериз. Его ближайший конкурент, вице-президент Камала Харрис, отстает от своего босса на 20 пунктов. Согласно теории «13 ключей к Белому дому» Алана Лихтмана Байден имеет право только на 5 крупных ошибок, и 4 уже были допущены (низкие показатели на промежуточных выборах, скандал из-за секретных документов, неудача на Украине, отсутствие харизмы). Если к этому добавиться крупный экономический провал, к чему после банкротства Silicon Valley Bank есть все предпосылки, шансы Байдена на переизбрание окажутся минимальными. И тогда, по всей видимости, на арену выйдет ДеСантис.
Большой резонанс в американских медиа вызвал недавно проведенный журналистом Такером Карлсоном опрос кандидатов от Республиканской партии об их отношении к российско-украинскому конфликту. Если позиция Хейли и Пенса, который также намерен побороться за Овальный кабинет в 2024 г., в целом соответствует тому, что говорит Байден, а Трамп в свойственной ему манере уклонился от прямого ответа, то ДеСантис оказался единственным кто не поддержал нарратив Белого дома.
«У США есть много жизненно важных национальных интересов […], но дальнейшее втягивание в территориальный спор между Россией и Украиной не является одним из них. Политика администрации Байдена по неограниченной поддержке Украины без каких-либо определенных целей или надлежащей отчетности отвлекает нас от наиболее насущных проблем. Угроза Китая для США гораздо выше угрозы России».
Это именно те слова, которые американцы хотят слышать от национального лидера. Лидера, который не боится признавать ошибки и готов засучить рукава, чтобы не на словах, а на деле попытаться вернуть «американское величие».
Иван Сидоров