Возвращение Нетаньяху на пост премьер-министра в декабре 2022 года не предвещало Израилю ничего хорошего. Одним из первых его решений стала судебная реформа, которая должна поставить Верховный суд под контроль Кнессета (парламента). Проблема заключается в том, что у Израиля нет писанной Конституции. Сохранение независимости Верховного суда гарантирует принцип разделения властей. Но данный принцип оказался на пути Нетаньяху и его союзников по коалиции.
7 января в знак протеста против судебной реформы на улицы Тель-Авива вышло 20 тыс. человек. Через неделю их было уже 80 тыс. Это было только начало. 21 января количество протестующих оценивалось уже в 150 тыс. Движущей силой протеста выступили левые и правоцентристские силы. В акциях приняли участие высшая прослойка среднего класса, бизнесмены, юристы, представители IT-сектора, преподаватели ВУЗов, военные резервисты, активисты ультралевых сообществ. Арабское население также встало на сторону протестующих. Против реформы выступил президент Израиля Исаак Герцог и министр обороны Йоав Галант.
Но власти не отступили. Несмотря на сопротивление улицы коалиция Нетаньяху подготовила законопроект, который предоставит Кнессету (а точнее парламентскому большинству) назначать судей. 26 марта уволили засомневавшегося Галанта. Так была нарушена очередная красная линия, и протест взорвался. Впервые со времен провозглашения израильского государства в 1948 г. на улицах городов Израиля единовременно оказалось до 700 тыс. человек. Только если тогда израильтяне праздновали единение нации, то в 2023 г. они засвидетельствовали её раскол. У Нетаньяху не осталось других вариантов, кроме как приостановить реформу, о чем пресс-служба сообщила 27 марта.
Проблема Израиля заключается в том, что нынешний политический кризис носит не спонтанный, а системный характер. В правящую коалицию вместе с Ликуд вошли крайне правые, ортодоксальные и традиционалистские партии. Вместе они сформировали самое религиозное правительство в истории страны. Пошел на такой шаг «Биби» не по прихоти. В последние годы в Израиле наблюдается взрывной рост религиозного населения. Более 60% израильских евреев считают себя правыми, в то время как еврейское население составляет почти 80% взрослого населения Израиля, имеющего право голоса. И эта группа продолжает быстро расти, поскольку в ней господствуют традиционные представления о семье.
С точки зрения этой избирательной группы, Верховный суд является проводником глобалистской политики в Израиле. На протяжении многих лет он блокировал законы, продвигающие интересы религиозной прослойки, и пропускал те, что отвечают запросам среднего класса, крупного бизнеса, интеллектуальной элиты и меньшинств. То, что происходило в Израиле на протяжении первых трех месяцев 2023 г., является попыткой взять реванш. И судя по демографии она будет не единственной.
Приход к власти в Израиле ортодоксов грозит не только внутренним расколом, но и возобновлением арабо-израильского конфликта. В ответ на решение о приостановке реформы министр национальной безопасности Бен-Гвир выдвинул Нетаньяху ультиматум, потребовав разрешение на формирование национальной гвардии. В случае отказа, он пригрозил выходом из коалиции, что означало бы новые выборы, которые находящийся под следствием Нетаньяху, не пережил бы. В итоге требование Бен-Гвира было удовлетворено.
Возглавляющий радикальную националистическую партию Оцма Йехудит (Еврейская сила) Итамар Бен-Гвир прославился на весь мир после того, как 3 января в сопровождении сотрудников службы безопасности вошёл на территорию Храмовой горы, где находятся культовые сооружения иудаизма (Первый и Второй Иерусалимский храмы) и ислама (мечети Аль Акса и Купол Скалы). По договору от 1967 г. евреи могут заходить туда только по согласованию с Исламским Советом Иерусалима, но жест Бен-Гвира показал, что правые в Израиле готовы пересмотреть сложившийся консенсус. Сам он неоднократно заявлял о том, что пришло время «построить Третий храм», который, согласно иудейской традиции, должен быть воздвигнут Богом во время Геула (последних времен).
Январская «прогулка» Бен-Гвира сорвала запланированный визит Нетаньяху в ОАЭ и послужила поводом для созыва экстренного совещания ООН в ночь с 5 на 6 января. Впрочем, представитель Израиля ответил на обвинения в довольно резких выражениях. Не сдерживался и министр финансов Израиля Бецалель Смотрич, заявивший в Париже, что «палестинского народа не существует».
Параллельно происходит эскалация в отношениях с Ираном. Израиль продолжает удерживать Голанские высоты, военные объекты на территории Сирии по-прежнему подвергаются бомбардировкам. После встречи министра обороны США Ллойда Остина с Нетаньяху в середине марта было сделано ошеломляющее заявление об «очень высокой вероятности военной операции Израиля против Ирана». Таков был ответ США и Израиля на заключение мирного соглашения между ИРИ и Саудовской Аравией.
Стоит отметить, что несмотря на раскол внутри израильского общества в вопросе войны с Ираном имеется практически полный национальный консенсус. Протестная активность никак не повлияла на интенсивность израильских ударов по Сирии. Она даже возросла.
Иван Сидоров