Когда ставки слишком высоки…

В ночь на 7 сентября, в 50 годовщину войны «Судного дня» палестинское движение ХАМАС начало полномасштабное наступление на Израиль. За семь первых часов операции «наводнение Аль-Аксы» по израильским городам было выпущено более 5000 ракет. Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) оказалась абсолютно не готова к отражению такой массированной атаки. В течение суток ХАМАС занял территорию, превышающую по площади размер Сектора Газа.


Международная реакция была молниеносной. Каждый час все новые игроки заявляли о своей позиции. Однозначно сторону Израиля приняли США. Американские СМИ растиражировали кадры, на которых молодой Байден называет Израиль «лучшей инвестицией США в истории». Послание Байдена от 10 октября было также твердым и воинственным. Он четко дал понять любым странам и организациям, что США не потерпят вмешательства третьих сил в конфликт. В качестве демонстрации решимости Вашингтона в Восточное Средиземноморье был отправлен авианосец «Джеральд Форд», а Израиль получил дополнительный пакет военной помощи объемом от $2 до $5.2 млрд.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг полностью поддержал действия Израиля и отметил, что, с точки зрения альянса, ответ Израиля на нападение ХАМАС был пропорциональным. А вот заявления европейских лидеров были куда более сдержанными. Для Европы, где доля мусульманского населения составляет около 5%, главная задача заключается в обеспечении стабильности своих обществ. Погромы во Франции после гибели арабского юноши Наэля Мерзука в июне этого года показали, что межкультурный диалог в европейских странах налажен плохо. По этой же причине Европа реализует несколько крупных гуманитарных проектов в самом Секторе Газа. В этой связи Politico не преминула возможностью в очередной раз уколоть Европу за двойственность ее политики.


Арабский мир не поддержал бесчеловечные террористические акции ХАМАС, но при этом призвал Израиль также к умеренности. Саудовская Аравия приостановила переговоры с Израилем о нормализации отношений, хотя эксперты считают, что лишь на время. Лига арабских государств (ЛАГ) назвала корнем проблемы невыполнение резолюции СБ ООН о создании Палестинского государства в границах 1967 года. С этой линией солидаризировались Турция, Китай и Россия. Президент Путин в период эскалации провел встречу с премьер-министром Ирака Мухаммедом Судани, а Сергей Лавров с генсеком ЛАГ Ахмедом Абу аль-Гейтом, на которых Россия довела до сведения арабских партнеров свою взвешенную позицию.


Гораздо жестче выступил шиитский пояс. Ливанская Хезболла дала понять, что не останется в стороне в случае проведения Израилем в Секторе Газа наземной операции. Она также провела мобилизацию и начала обстрелы позиций ЦАХАЛ на севере. Стоящий за Хезболлой Иран отреагировал двойственно. Верховный лидер ИРИ аятолла Хаменеи заявил, что Тегеран «целует руки» организаторам операции ХАМАС против «сионистского движения», но иранский МИД отверг любые обвинения в причастности иранских силовых структур к ее планированию.
После 5 дней звонкого бряцанья оружием напряжение спало. Во-первых, военная операция Израиля на юге страны оказалась гораздо сложнее, чем предполагалось изначально. ХАМАС очень хорошо подготовился и в огневом, и в информационном плане, наводнил территорию Израиля спящими террористическими ячейками. ЦАХАЛ же продолжает демонстрировать растерянность. Во-вторых, цена конфликта оказалась слишком высокой. Даже по оптимистичным прогнозам война на два фронта будет стоить Израилю тысяч, а возможно десятков тысяч жертв. Ряд приграничных городов превратится в руины. Кроме того, военные действия неизбежно приведут к дальнейшей поляризации позиций спонсоров Израиля и Палестины, чего не хочет ни один лагерь. Не стоит исключать и ядерный сценарий: такая возможность и решимость есть у обеих сторон конфликта.
По арабо-израильской проблеме есть решение ООН, но это решение является устаревшим. Израильское государство давно было создано и успешно функционирует, а палестинское нет. При этом за прошедшие десятилетия две части Палестины сильно разошлись цивилизационно. В то время как часть на западном берегу реки Иордан признала Израиль и в целом согласна на мирное сосуществование, Сектор Газа военизировался и превратился в оплот терроризма.


Закрытое совещание Совбеза ООН по арабо-израильское проблематике 9 октября ничего не дало. Следующее назначено на 13 октября. Тем временем столкнувшийся с мощным сопротивлением ХАМАС Израиль перешел к тактике экономической и гуманитарной блокады Сектора Газа. Жертвы среди гражданских продолжают расти и уже исчисляются сотнями. Израиль и Палестина крепче сжимают кулаки.

Иван Сидоров