Случайный поворот головы Дональда Трампа на митинге в Пенсильвании 13 июля запустил цепочку событий, ведущих к важнейшим политическим изменениям в XXI веке. В этот день погиб 45-й президент Америки и родилась легенда. Вскинутый к небу кулак, выражающее полную уверенность лицо, струйки крови, сочащиеся из раны, офицеры secret-service будто апостолы, в благоговении склонившиеся перед воскресшим мессией, развевающийся на фоне чистого неба звездно-полосатый стяг впредь будут печатать на обложках американских школьных учебников.
История никогда не ошибается. Курс развития США последних 30 лет привел их к полному тупику. Проигранные войны, тайно ненавидящие союзники, стагнирующая экономика, растущее социальное расслоение, глубочайший нравственно-идеологический кризис – таков итог 30-летия Pax Americana. Вместо того, чтобы признать ошибки и попытаться объединить нацию вокруг общих ценностей, демократы решили идти до конца и физически устранить главного конкурента. Однако их политика настолько далеко ушла от базовых принципов человеческой морали и общежития, что взбунтовалась сама реальность. Как справедливо отметило издание The New European, «пуля, выпущенная в Трампа, убила Джо Байдена».
О том, что Джо Байден закончился, было ясно после президентских дебатов 27 июня. Журнал Time тогда описал реакцию в стане демократов одним словом «паника». Последовали неуверенные обещания поквитаться с Трампом на следующих дебатах, плохая форма Байдена была списана на простуду, сам «Сонный Джо» по традиции отшучивался, но всем было понятно, что это конец. Затем в пенсильванском Батлере раздались 8 выстрелов. Даже если демократы не стоят за покушением напрямую, всей Америке было очевидно, что только они бы выиграли, если бы Томас Мэттью Крукс не промахнулся.
Неудачное покушение вызвало новую волну паники в демпартии. В течение суток из единственного человека, способного победить Трампа, Байден превратился в балласт. Для того, чтобы его «наследие» можно было передать преемнику, было принято решение сделать из него мученика, жертвующего своими президентскими амбициями ради объединения партии. «Я решил, что лучший способ двигаться вперед – это передать эстафету будущим поколениям» – заявил Байден в экстренном обращении к нации. Оставшиеся месяцы действующий президент пообещал целиком посвятить исполнению обязанностей главы государства. На выборах в ноябре противостоять Трампу выпало вице-президенту Камале Харрис.
Так журнал Time показал рокировку в демократический партии
Ведущие американские социологические центры и политические аутлеты сразу же принялись создавать видимость того, что демократам удалось провести «быстрый ремонт». Социологи отрапортовали, что Камала ворвалась в предвыборную гонку с 4-6% отрывом от Трампа. Демократическая пресса сообщила, что Харрис удалось побить рекорд по сбору средств и «вселить надежду в сердца демократического электората». Отмечалось также, что цветное происхождение Харрис, чья мать была иммигранткой из Индии, а отец с Ямайки, станет немаловажным слагаемым ее успеха. Но ликование в стане демократов продолжалось недолго. Наступил «Кровавый август».
Так в американской прессе охарактеризовали рекордный обвал рынков в первых числах последнего месяца лета. Падение началось с японской биржи, перенесшей самый мощный обвал со времен «черного понедельника» 1987 года. Следом, по мере открытия, стали проседать и другие, а также рынок криптовалют, капитализация которого за стуки упала с $2.1 трлн до $1.8 трлн. Ключевые американские индексы потеряли в среднем от 3 до 5%, европейские от 2 до 3%. Индекс московской биржи снизился на 2.3%, но благодаря санкционной прививке Россия оказалась гораздо более устойчивой, чем США, страны Европы и Азии.
Фондовый кризис оказался следующим тяжелым ударом по демократам. Эксперты трактовали его как признак вступления американской экономики в рецессию, а это фактически ставит крест на избрание Камалы Харрис и переназначение демократической администрации. В итоге Байдену за оставшиеся месяцы пребывания в Белом доме необходимо решить тяжелейшую дилемму: либо подчиниться требованию сопартийцев и одобрить снижение резервной ставки, запустив новое долларовое цунами, либо ввести экономику в управляемую рецессию и начать платить по счетам.
Сработает ли спайка Трамп/Вэнс?
Учитывая, что ситуация в США обострилась настолько, что американские спецслужбы занялись отстрелом политиков, первый сценарий представляется маловероятным. Демократы пойдут до конца. У них нет другого пути, кроме как продолжать накалять ситуацию, чтобы поддержать систему, которая гарантирует сохранение их на вершине власти даже несмотря на то, что она уже начинает давать крупные сбои.
Проблемы в стане демократов, однако, не гарантируют автоматическую победу республиканцев. После съезда республиканской партии в Милуоки, на которой Трамп представил сенатора Джеймса Ди Вэнса в качестве своего вице-президента, эйфория от пережитого Трампом покушения закончилась. Хотя еще несколько лет назад Вэнс позиционировал себя в качестве ярого противника Трампа и критиковал все его идеи, в Милуоки он выступил даже большим радикалом чем сам 45-й президент, заявив о том, что «с дармовщиной для стран, злоупотребляющих щедростью американского налогоплательщика, покончено». Это понравилось далеко не всем.
Социология показала, что «покончено» может быть с Вэнсом причем до того, как американцы придут на избирательные участки. Его рейтинги резко ушли вниз. Американцам не понравилось ни изменение Вэнсом позиции по Трампу, ни его новая жесткая изоляционистская риторика. Та, часть электората, которая поддерживает Трампа не поверила Вэнсу, а та, что выступает за более умеренный курс не увидела в нем противовес буйному нраву экс-президента. Издание Newsweek по этому поводу написало, что внутри республиканской партии образовалась группа, выступающая за то, чтобы заменить Вэнса на экс-кандидата Ники Хэйли. Это позволило бы вернуть мир в республиканскую партию, а также привлечь электорат Хэйли. С учетом ситуации в США в ноябре будет важен каждый голос.
Как бы не развивались события в Америке во второй половине 2024 года, мы с вами наблюдаем историческое событие – падение американской империи. Будет ли этот процесс затяжным с разрастающейся как рак инфляцией или быстрым с резким обвалом как в 1920-е гг., итог будет один. Америке придется вспомнить как быть республикой, иначе политическая энтропия разрушит её до основания.
А. Сагаипов
Фото взято из открытых источников