Угроза Хизб ут-Тахрир в России и «преступное молчание» Запада

В феврале этого года ФСБ России провела спецоперацию в 10 регионах страны против запрещенной террористической организации Хизб ут-Тахрир аль Ислами. Сторонники движения были задержаны в Крыму, Москве, Санкт-Петербурге, Приморском и Краснодарском краях, республиках Башкортостан, Дагестан, а также в Орловской, Калужской, Ивановской областях.

В апреле были проведены дополнительные оперативные мероприятия в Новосибирской и Кемеровской областях, где также были ликвидированы ячейки движения Хизб ут-Тахрир.

Задержанных тахрировцев обвинили в распространении воинствующей исламской идеологии и вербовке мусульман для международных террористических организаций. У них были изъяты экстремистские материалы, средства связи, электронные носители информации, которые использовались для распространения антигуманных и антиконституционных идей через интернет.

Хизб ут-Тахрир является международным террористическим движением, которое представляет опасность для государств всего мира, поскольку главной целью провозглашает свержение светской власти и установление шариатского правления. Организация запрещена в КНР, Индии, Пакистане, Казахстане, Киргизстане, Таджикистане, Узбекистане, Германии, Египте, Тунисе, Иордании, Саудовской Аравии, Сирии, Иране, Турции.

Несмотря на это Россия ведет борьбу с общим злом в одиночку. Другие страны не только не оказывают ей содействие, но и напротив обвиняют в нарушении прав человека. Некоторые предоставляют руководителям ячеек Хизб ут-Тахрир политическое убежище. Эта проблема особенно актуализировалась после вхождения Крыма в состав России. В Украине организация не является запрещенной, в то время как в России она была признана таковой еще в 2003 г.

Как итог, мероприятия по обеспечению безопасности в Республике Крым преподносятся внешними наблюдателями как нарушение прав коренного крымско-татарского населения полуострова. При этом стоит отметить, что действия России против тахрировцев в Крыму не носят более массового характера, чем в других регионах. Так, в 2019 г. по данным BBC было арестовано 4 человека по обвинению в экстремизме, во время февральской операции шесть.

Однако даже ограниченные действия России трактуются как противоправные. Во время февральской операции ФСБ против Хизб ут-Тахрир правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала материал, в котором в очередной раз обвинила Россию в нарушении прав коренного крымско-татарского населения. При этом в материале целиком была проигнорирована информация об аналогичных задержаниях еще в 9 регионах страны.

Если обратиться к опыту других стран, в особенности западных, в сфере борьбы с угрозами экстремизма, то мы неминуемо столкнемся с политикой двойных стандартов в самом классическом ее виде. Одним из ярчайших примеров такой политики с недавнего времени стала Франция, где из-за действий отдельных экстремистов, вся огромная мусульманская община страны систематически ущемляется в правах. Но это не мешает Парижу оставаться одним из главных политических и моральных ориентиров.

Одна из последних новостей из Франции по этой теме связана с коллективным письмом группы отставных генералов и офицеров на имя Э. Макрона, в котором они выразили мнение, что страна находится под экзистенциальной угрозой со стороны исламистов, и что в случае бездействия президента их коллеги – боевые и штабные офицеры – готовы взять ситуацию под личный контроль.

«Помните, что, как и мы, подавляющее большинство наших сограждан потрясены вашей нерешительностью и преступным молчанием», – предупреждают авторы письма французского президента.

Другой яркий пример – это Соединенные Штаты Америки. Государственная система США готова уничтожить и перемолоть любого индивида или группу, на которых падает подозрение в экстремизме. Именно Вашингтон подал всему миру пример ведения списков «запрещенных организаций». При этом США свободно навешивают экстремистские ярлыки и на международной арене, признавая опасными и неправильным государственные институты (КСИР) и целые страны (Иран, Афганистан, Северная Корея).

Обосновывая свое решение создать в рамках ООН специализированное Контртеррористическое управление в 2017 г., генеральный секретарь А. Гутерриш отмечал, что борьба с растущими угрозами терроризма требует общих усилий всех стран. Но современный опыт международных отношений показывает, что Гуттериш все же поторопился. Похоже, мир пока не готов объединиться перед лицом общей угрозы. И пока страны не решаются переступить через национальную гордость, глобальное зло международного терроризма набирает силы.

Иван Сидоров