Фокус мировой политики смещается в сторону Тихого океана. Причем если раньше Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) признавался глобальным центром экономического роста, то сейчас через него проходит главный фронт нового биполярного противостояния. Державы Старого и Нового света объединились для того, чтобы защитить лидерские позиции от посягательств стремительно наращивающего влияние Китая.
Обновленный подход США к АТР представил президент Дональд Трамп. Он существенно расширил географические границы региона, предложив в 2017 г. включить в него Индийский океан в рамках концепции Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона (ИТР). Главными принципами американской политики в ней признаны безопасность, демократия и экономическое развитие. Китай был назван противником «свободной и открытой Индо-Пасифики», против которого требуется объединить усилия союзников США.
Так был реанимирован стратегический диалог QUAD – блок США, Австралии, Индии и Японии, созданный для координации региональной политики после цунами 2004 г. С подачи США QUAD обновил повестку, трансформировавшись в платформу для сдерживания Китая в акватории Южно-Китайского моря, где Пекин имеет территориальные претензии к соседним странам. С каждым союзником по QUAD США проводили совместные военные учения. Кроме того, Вашингтон возобновил политический диалог с Тайванем, публично отказавшись от принципа «одного Китая».
После избрания президентом Джо Байдена, с которым китайское правительство связывало надежды на улучшение отношений, стало очевидно, что для США политика в ИТР не просто республиканские «игры патриотов», а осознанная и долгосрочная стратегия. К политической составляющей QUAD добавилась экономическая. Союзники договорились увеличить производство вакцины от COVID-19 для азиатского региона с целью конкуренции с китайскими аналогами, а также скооперироваться на рынке полупроводников для «выявления потенциала, уязвимостей и укрепления безопасности цепочки поставок». Помимо этого, в середине сентября этого года был создан еще один региональный блок AUKUS, который в прессе уже назвали «тихоокеанским НАТО».
AUKUS – это военно-политический альянс Австралии, Великобритании и США (A + UK + US). Хотя прямо в совместном заявлении не указывается, никто не скрывает, что направлен он против Китая. Отмечается, что стороны «решили углубить отношения в сфере дипломатии, обороны и безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе с целью противодействия новейшим вызовам». Страны договорились сотрудничать в производстве продвинутых оборонных средств на основе искусственного интеллекта и квантовых технологий. Первой программой вновь образованного блока было объявлено создание флота ядерных подводных лодок в Австралии.
Формирование альянса AUKUS вызвало сильный резонанс в мире. Во-первых, тихоокеанская структура нарушает единство внутри блока НАТО. Для того, чтобы приобрести ядерные подводные лодки у США, Австралия отказалась от контракта с Францией на покупку дизельных субмарин Barracuda стоимостью $66 млрд. Президент Макрон во второй раз за свое правление выразил серьезные претензии в адрес руководства США и НАТО и отозвал французских послов из Канберры и Вашингтона. Во-вторых, что более важно, альянс AUKUS стимулирует гонку вооружений с КНР, в том числе и ядерную. Это не только будет способствовать росту военной напряженности в ИТР, но и нанесет удар по режиму нераспространения ядерного оружия.
В КНР политику США в ИТР признали безответственной. По мнению Пекина, формирование альянса AUKUS дестабилизирует регион и нарушает международные договоренности по режиму нераспространения, в частности о безъядерной зоне в южной части Тихого океана. Кроме того, действия администрации Байдена делают невозможным продолжение доверительного диалога. Претензии Китая поддержал российский МИД. Как пояснили в ведомстве, политика Вашингтона «увеличивает уровень международной нестабильности и противоречит задачам сокращения арсеналов ядерного оружия».
Стоит отметить, что рост милитаризма в ИТР наблюдается не первый год. По данным Стокгольмского института изучения международного мира (Stockholm International Peace Research Institute), за последние 10 лет военно-оборонные бюджеты в странах ИТР выросли на 47%. Лидируют по данному показателю Китай и Индия. В 2020 г. из $528 млрд потраченных в азиатском регионе на оборону 62% пришлось на Индию и КНР.
Опираясь на эти данные, союзники по AUKUS оправдывают свои действия тем, что Китай первым начал гонку вооружений. Последние десять лет Пекин проводит достаточно агрессивную политику в регионе: захватывает ключевые порты, открывает военные базы, посягает на территории соседей. Как пишет американское издание Foreign Policy, красной линией для Вашингтона оказалось давление КНР на Австралию. Именно по этой причине США решили поделиться с ней ядерной технологией (по той же схеме что и с Британией).
Для всех троих участников соглашения AUKUS, оно является предельно выгодным. Австралия получила дополнительные гарантии безопасности от США и упрочила международные позиции, присоединившись к клубу ядерных держав. Великобритания еще дальше дистанцировалась от Европы, закрепляя тем самым результаты Брекзита, и вернулась к традиционной роли великой морской державы. США заручились дополнительной поддержкой союзников в противостоянии с Китаем и легитимизировали дальнейшее наращивание военного присутствия в ИТР. Как сообщают источники в администрации Байдена, в ближайшие годы Вашингтон намерен открыть несколько военных баз на Тихом океане и развернуть дополнительные силы ВВС и ВМС в Австралии.
Примечательно, что на следующий день после соглашения об AUKUS, 16 сентября Европа и Китай сделали ответные шаги в ИТР. Еврокомиссия представила Стратегию Европейского союза для сотрудничества в ИТР (EU Strategy for Cooperation in the Indo-Pacific), в которой закреплены базовые принципы политики блока. Китай в свою очередь подал заявку на присоединение к Всеобъемлющему и прогрессивному соглашению о Транстихоокеанском партнерстве (Comprehensive and Progressive Trans-Pacific Partnership, CPTPP) для защиты экономических интересов в регионе.
Колесо истории вновь пришло в движение. Образование AUKUS отражает масштабные перемены в мировой политике. Англо-саксонский мир обособился внутри евроатлантического блока для того, чтобы взять политический реванш у Китая и отстоять свою версию миропорядка. Столь значимых политических событий не было в мировой политике со времен Второй мировой войны. От исхода противостояния в ИТР будет зависеть будущий формат международных отношений.
Иван Сидоров
Источники фото:
https://www.rbc.ru/politics/17/09/2021/6144f1669a79472ed05c6877
https://www.abc.net.au/news/2021-09-19/australias-fate-tied-to-chinas-xi-jinping/100471778
https://www.france24.com/en/live-news/20210921-us-australia-submarine-deal-what-are-the-risks