Депутаты одобрили законопроект о публичной власти в России

Документ содержит четкое распределение полномочий между уровнями власти

 

Во вторник, 9 ноября, в первом чтении депутатами Госдумы был принят законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Законопроект претворяет в жизнь поправки в Конституцию, закрепившие понятие «система публичной власти».

 

Документ гармонизирует и универсализирует публичную власть в России. До сих пор у нас нет четкого распределения полномочий между уровнями власти – федеральным и региональным, региональным и муниципальным. Каждый уровень власти действовал, руководствуясь своей логикой. Сейчас закладываются общие принципы функционирования власти. Это – основная задача закона. Универсализация названий глав субъектов федерации – это лишь видимая часть задачи. Главное – обеспечить взаимодействие уровней власти и навести порядок в этой сфере.

 

Уровни власти должны действовать четко и слаженно. А они пока руководствуются законодательством двадцатилетней давности, написанном, например, до широкого распространения интернета. Поэтому легализуется дистанционное взаимодействие органов власти. До сих пор все взаимодействие приходится подкреплять бумагами, собирать совещания с очным присутствием и т.д. В условиях пандемии дистанционное взаимодействие становится еще более важным. Теперь закон регламентирует электронный документооборот и порядок проведения онлайн-заседаний.

 

Другие важные новеллы законодательства:

 

Глава региона избирается сроком на пять лет. Ранее устав региона мог устанавливать свой срок полномочий.

При этом сами субъекты смогут устанавливать продолжительность пребывания глав регионов на своем посту. Если глава справляется со своей работой и к нему нет претензий у правоохранительных органов, то это большое счастье для людей и пусть он работает дальше.

Закон более четко регламентирует полномочия главы субъекта. Устанавливается ответственность глав регионов за формирование регионального правительства. Порядок будет единым и ответственности на главе региона будет больше.

Закон четко устанавливает, что является собственностью региона. Перечень собственности будет открытым, постановка его на регистрацию будет упрощена.

Четко определен перечень должностей, которые занимаются по согласованию с федеральным центром. Появляется перечень должностей, которые в обязательном порядке должны быть в регионе.

Вводится единое наименование – глава субъекта. Президент в стране должен быть один и все должны понимать, что это главная в стране должность. Главы регионов занимают одинаковую роль в вертикали власти и соответственно должны называться одинаково. Исключений быть не должно.

Прописываются мотивы для отстранения глав субъектов от должности. Вводится норма, что отрешенный глава не может баллотироваться на аналогичную должность ранее чем через пять лет.

Появляются и другие методы воздействия на глав: выговоры, строгие выговоры.

Глава субъекта федерации по новому закону одновременно и главный региональный чиновник, и федеральный чиновник. То есть является связующим звеном в вертикали власти.

Депутаты Заксобраний, независимо от того являются они освобожденными или нет, занимают государственные должности. Раньше такой статус имели только те, кто работал на освобожденной основе.

Полномочия регионов расширяются. Переработан перечень полномочий по вопросам совместного ведения. Сейчас их около 100 пунктов, многие носят отсылочный характер, указывая на иные федеральные законы, другие направлены на детализацию конкретного полномочия.

Уточняется статус финансового органа субъекта и назначение его главы с участием Минфина РФ.

Закреплены полномочия в регионах таких органов как Счетная палата, уполномоченный по правам человека, уполномоченный по правам ребенка.

 

Корреспондент, экономист, эксперт в сфере закупок Тамерлан Ахмадов отметил:

«Четкое распределение полномочий между уровнями власти необходимая норма закона, которая позволяет реализовать положении Конституции, которые затрагивают разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Цель Концепции состоит в их разграничении таким образом, чтобы решение публичной властью стоящих перед ней задач осуществлялось на том уровне власти, который способен сделать это наиболее рационально.

 

Положения Конституции РФ позволяют федеральному законодателю эффективно осуществлять разграничение полномочий, действуя строго в рамках конституционных предписаний. Более того, он обязан сделать это, имея в виду закрепление за федеральным уровнем власти функций, направленных на обеспечение территориальной целостности, единых стандартов прав человека, единой экономической политики. Конституционные предметы ведения должны трансформироваться в конкретные полномочия конкретного уровня публичной власти только в форме федерального закона.»