В начале января Казахстан охватили мощнейшие в истории страны массовые волнения. На фоне повышения стоимости топливного сжиженного газа в 2 раза (с 60 до 120 тенге) восстали нефтедобывающие города Мангистауской области (Актау, Актобе, Жанаозен), а после и экономическая столица Казахстана – Алматы.
Восставшие громили магазины, торговые центры, банки и административные здания. Правительство уступило требованиям протестующих и ввело 180-дневное государственное регулирование цен на топливо. Но эти уступки оказались недостаточными. Экономические лозунги вскоре сменились политическими. «Шал, кет!» (каз. «Старик, уходи!»), – скандировала толпа. И старик ушел. Президент Касым-Жомарт Токаев сместил Н. Назарбаева с поста председателя Совета безопасности. Закончилась 30-летняя назарбаевская эпоха. По крайней мере формально.
Из-за двоевластия, сохранявшегося в стране с начала транзита в 2019 г., Токаев не смог оперативно взять контроль над ситуацией. По этой причине беспорядки обрели внушительный масштаб. Место недовольных граждан заняли вооруженные отряды и иностранные наемники, прибывшие предположительно с территории Кыргызстана и Синьцзяна. От стихийных погромов восставшие перешли к тактическим действиям. Они взяли под контроль главные дороги Алматы и аэропорт, создав таким образом плацдарм для прибытия в Казахстан новых бойцов из-за рубежа.
Возникла угроза национальной безопасности и территориальной целостности Казахстана. Только к 5 января силовые структуры получили необходимые полномочия для ликвидации кризиса. Но даже после этого казахские силы с трудом контролировали ситуацию из-за масштабов протестных акций. Для того, чтобы исключить риски затягивания беспорядков и их трансформации в гражданскую войну, президент Токаев официально обратился за помощью к Организации Договора Коллективной Безопасности (ОДКБ).
Решение о проведении миротворческой операции было принято странами ОДКБ единогласно на основании 4 статьи Устава. Уже вечером 5 января премьер-министр Армении Н. Пашинян как председатель Совета коллективной безопасности ОДКБ сообщил об отправке в Казахстан объединенного контингента Армении, Беларуси, России, Кыргызстана и Таджикистана численностью 2030 человек и 250 единиц боевой техники. Генеральный секретарь ОДКБ С. Зась проинформировал об этом ООН, ОБСЕ и ШОС. Рано утром 6 января миротворческие силы ОДКБ приступили к выполнению своей миссии.
Основная цель ОДКБ в Казахстане состояла в охране важных государственных и военных объектов и поддержке сил правопорядка Казахстана для стабилизации обстановки и возвращения ее в правовое поле. Оперативно были взяты под контроль аэропорты, дороги, военные склады, нефтехранилища, электростанции и административные здания. Пока силы ОДКБ занимались охраной стратегических объектов, казахстанские правоохранители бросили все ресурсы на борьбу с последними очагами восстания.
В результате стабилизировать обстановку удалось в кратчайшие сроки. Уже 11 января президент Токаев сообщил о том, что все поставленные перед миротворческой миссией ОДКБ задачи выполнены. 13 января начался вывод коллективных войск, который завершился 19 января. В кратчайшие сроки силам ОДКБ совместно с казахскими правоохранителями удалось остановить волну насилия. Всего январские события в Казахстане унесли жизни 225 человек. Пострадало более 4.5 тыс. Если бы конфликт затянулся, жертв было бы больше.
Миротворческая миссия ОДКБ в Казахстане стала первой за многие годы по-настоящему крупной совместной операцией, из-за чего за ней пристально наблюдали как внутри блока, так и за его пределами. В итоге ОДКБ проявила себя как эффективная и востребованная организация готовая отстаивать безопасность участников не только на политическом, но и военном уровне.
За короткий отрезок времени были развернуты совместные военные действия в отдаленном от некоторых членов организации центральноазиатском регионе. Важно отметить, что в Казахстан был отправлен не только личный состав, но и боевая техника. Во время операции использовались новейшие технические средства, например, беспилотники Орлан-10. При этом, как сообщил генеральный секретарь ОДКБ С. Зась, боевых столкновений между миротворцами и восставшими не было. Никто из коллективных сил ОДКБ не пострадал.
С учетом возрастающих угроз в Центральной Азии после провального окончания миссии США в Афганистане успешная операция ОДКБ в Казахстане продемонстрировала, что блок способен эффективно отвечать на современные вызовы и гарантировать региональную стабильность. Для этого даже не требуется постоянное присутствие коллективных сил в регионе, поскольку логистические цепочки и взаимодействие штабов отработаны на высоком уровне.
Большое значение операция ОДКБ имеет в контексте отношений между Россией и США. Миротворческая миссия в Казахстане проходила параллельно с переговорами между Москвой и Вашингтоном о гарантиях безопасности в Европе. Успех в Казахстане демонстрирует, что ОДКБ способна обеспечить безопасность на евразийском пространстве, действуя сугубо в правовом поле как коллективная сила. В этой связи претензии блока НАТО к России выглядят необоснованными, а стремление разместить собственную инфраструктуру на постсоветском пространстве избыточным и враждебным.
Иван Сидоров