Борис Джонсон все-таки не устоял. После очередной вечеринки в частном клубе для консерваторов «Карлтон» на Пикадилли два члена его кабинета – министр финансов Риши Сунак и министр здравоохранения Саджид Джавид – подали в отставку. Причина их демарша – сексуальные домогательства со стороны одного из ближайших соратников Джонсона, министра жилищного строительства Криса Пинчера.
Для реалий современной Европы поведение Пинчера – это вполне себе поощряемый поступок. Произойди такое в частном клубе лейбористов, в отставку бы с позором отправили как раз-таки за отказ от столь щедрого предложения. Но только не для Джонсона и его окружения. Британские элиты больше не могут выносить выходки одиозного премьера. Журнал The Economist открыто назвал последний скандал вокруг Джонсона «падением Клоуна».
На этот раз «скользкому поросенку», как обычно в британской прессе называют Джонсона, не удалось извернуться. Вскоре после секс-скандала в Карлтоне в отставку подало еще 50 членов кабинета правительства. На Даунинг-стрит буквально прорвало дамбу, и стремительный поток в один момент смыл израсходовавшего последние запасы удачи последнего черчиллианца.
7 июля приблизительно в 12:30 по Гринвичу Борис Джонсон с британо-украинском флагом на лацкане выступил с обращением к нации, в котором сообщил, что уходит с поста премьер-министра Великобритании и руководителя консервативной партии. Процесс выборов нового лидера уже начался (и скорее всего давно), но до тех пор, пока он не завершится, Джонсон продолжит исполнять руководящие функции.
От Джонсона ожидали решительных действий на внешнеполитической арене и внутри страны, однако он покрыл партию и страну «позором». Небывалый внутренний социально-экономический кризис, зашедшие в тупик отношения с континентальной Европой из-за угрозы отмены Североирландского протокола, разжигание бесперспективной войны с Россией, которая разрушает экономику ЕС. Последним проваленным экзаменом Джонсона стали проигранные местные выборы, которые поставили под вопрос территориальную целостность Соединенного Королевства. Все это сопровождалось регулярными скандалами вокруг «клубной жизни» премьера.
Пожалуй, единственной страной, где отставка Джонсона вызывает грусть – это Украина. Джонсон был одним из главных идеологов «вечной войны» с Россией и всячески препятствовал дипломатическим усилиям континентальной Европы. Джонсон пообещал в своей прощальной речи продолжать поддерживать «борьбу Украины за свободу», но вариант, что его место займет еще более радикальный политик типа Лиз Трасс или Бена Уоллеса все-таки маловероятен. Британия может не выдержать следующий «таранный маневр» над Днепром, поэтому в нынешних обстоятельствах наиболее реалистичной видится компромиссная технократическая кандидатура типа «пострадавшего» от домогательств Риши Сунака.
Иван Сидоров