Ультиматум Пелоси ставит КНР перед сложным выбором

В субботу 30 июля самолет ВВС США Boeing C-40С вылетел с авиабазы Эндрюс в штате Мэриленд по направлению к юго-востоку КНР. Так начался широко растиражированный азиатский тур спикера нижней палаты Конгресса США Нэнси Пелоси, кульминацией которого должно было стать посещение Тайваня.

За несколько дней до этого президент США Джо Байден и руководитель КНР Си Цзиньпин провели телефонные переговоры. Из двухчасового разговора в прессу попала лишь одна фраза, которую китайский лидер напомнил своему американскому коллеге с их последнего общения в ноябре: «тот, кто играет с огнем, сам обожжется».

Но США это не остановило. Вслед за Пелоси в сторону юго-восточных границ Китая направилась ударная авианосная группа ВМФ США «Рональд Рейган». Пекин отреагировал на это решительно, объявив внеплановые морские учения Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в соседней с Тайванем провинции Фуцзянь. В СМИ прошли сообщения о том, что Китай направил к Тайваню свой авианосец «Шаньдун» и провел запуск гиперзвуковой ракеты DF-17, которую называют «убийцей авианосцев».

Яркая демонстрация силы произвела мощный эффект: самолет Пелоси развернулся в районе Гавайских островов и приземлился в аэропорту Гонолулу. Было заявлено о том, что дипломатическая миссия Пелоси предполагает посещение Сингапура, Малайзии, Японии и Южной Кореи, а визит на Тайвань был отодвинут на второй план.

Мир трактовал это как проявление слабости США, что автоматически означало морально-политическую победу Китая. Отказ Пелоси от посещения Тайваня стал бы признанием того, что эпоха доминирования США в глобальной политике закончена. Пойти на такое самоубийство Вашингтон не осмелился, и он поднял ставки.

В короткие сроки на мировой карте вспыхнули замороженные конфликты: косовский на Балканах, армяно-азербайджанский на Кавказе и сирийский, где, как стало известно утром 2 августа, ударом американского беспилотника был ликвидирован лидер Аль-Каиды (террористическая организация, запрещенная в РФ) Айман аз-Завахири.

Это была явная демонстрация силы. В то время как мировая пресса уже начала пинать тело «мертвого льва», он поднялся на все четыре лапы, оскалил пасть и громко зарычал. Буквально в течение 2-3 дней США продемонстрировали способность влиять на мировые процессы в любой точке земного шара. Последним актом устрашения стало демонстративное приземление Пелоси на Тайване.

В момент схода спикера Конгресса по трапу в аэропорту Тайбэя Wall Street Journal опубликовал ее программную статью, в которой 82-летняя конгрессвумен объяснила идеологические основания для своего визита. По ее словам, сейчас в мире разворачивается борьба между «автократиями и демократиями». Коммунистическая партия Китая, считает Пелоси, систематически нарушает права собственных граждан – в Тибете, Синьцзяне, Гонконге, на Тайване – и поддерживает авторитарные режимы по всей планете. Вашингтон с этим не станет мириться.

В глобальной конкуренции с КНР США показали готовность на открытую конфронтацию, и ультиматум Пелоси – это фактически акт объявления гибридной войны. Вашингтон чувствует себя уверенно в Индо-Тихоокеанском регионе: созданная в нем военная инфраструктура – AUKUS и QUAD – является достаточной для эффективного давления на Китай и обеспечения надежного прикрытия для вывода высокотехнологичного производства в США и дружественные страны.

Китай не пошел на немедленную эскалацию, даже несмотря на прямую угрозу суверенитету и территориальной целостности со стороны США, но это не значит, что он принял ультиматум. Руководство Китая, внутри которого сильны проамериканские настроения, окончательно избавилось от иллюзий, что борьба за мировое лидерство дастся легко.

Теперь у Китая есть два пути: отказ от конфронтации и согласие на роль «мастерской ширпотреба», что перечеркивает все научно-технические достижения КНР за последние 20 лет и открывает путь для повторной колонизации Поднебесной, или острая и интенсивная борьба с США за переустройство миропорядка с опорой на Россию, Иран и прочих многочисленных союзников. Какой выбор сделает Пекин, покажет его следующий шаг. Ход за Китаем.

 

Иван Сидоров