Конец 2020 года выдался очень непростым для Армении. Военное поражение от Азербайджана привело к утрате контроля над частью территории НКР, что в свою очередь спровоцировало острейший политический кризис внутри страны. Разрозненные оппозиционные силы начали консолидироваться против премьер-министра Пашиняна и парламентской фракции «Мой шаг» и образовали «Движение за спасение Отечества», к которому в конечном итоге присоединилось 17 политических партий и движений.
Критика в адрес правительства открыто зазвучала из уст в целом позитивно принявшего бархатную революцию 2018 г. президента Армена Саркисяна. В ноябре он выступил с заявлением, в котором отметил, что единственную возможность для стабилизации политической обстановки в стране он видит в отставке правительства и досрочных парламентских выборах. Как объяснил Саркисян, при Пашиняне Армения проиграла «в принудительном противостоянии, как в военной области, так и на дипломатических и международных общественных площадках».
Конфликт внутри исполнительной власти Армении обострился в начале декабря 2020 г., причиной чему послужил скандал вокруг всеармянского фонда «Айастан». За время войны с Азербайджаном в фонд поступила внушительная сумма в $170 млн от международной армянской диаспоры. Большую часть средств, порядка $100 млн, фонд перечислил на баланс правительства. Однако дальнейшая судьба денег неизвестна. Министерство финансов Армении распространило весьма уклончивое заявление о том, что они были потрачены на «инфраструктурные, социальные проекты и проекты в сфере здравоохранения».
Внимание общественности на этой проблеме заострил президент Саркисян. Раскритиковав как работу фонда, который, по его словам, злоупотребил доверием доноров, так и правительства, которое с большой вероятностью использовало деньги, собранные для поддержки нации в сложный период, не по назначению, он потребовал подробного отчета о расходовании средств, обрисовав альтернативный вариант в виде независимого международного аудита.
Параллельно со скандалом вокруг фонда «Айастан» в отставку подал исполнительный директор благотворительного фонда «Мой шаг», возглавляемого женой премьер-министра Анной Акопян, Ованнес Казарян. На личной страничке в Facebook он объяснил свое решение сложившейся в стране ситуацией и принципиальным несогласием с политическим курсом, которому на данный момент следует Армения.
22 декабря у здания правительства оппозиционные силы Армении организовали масштабную протестную акцию. Фракции «Мой шаг» и лично премьеру Пашиняну был предъявлен ультиматум – немедленно покинуть свой пост. На национальном уровне протестующие объявили всеобщую забастовку.
Политические волнения продолжались в течение нескольких дней. Оппоненты власти предприняли попытку установления палаточного городка, но были остановлены полицией. В отдельных случаях правоохранители применяли по отношению к протестующим силу. По разным данным пострадало до 30 человек. 69 участников антиправительственных акций было арестовано.
Тем не менее правительство приняло решение остановить волну насилия. Премьер-министр пошел на прямой контакт с оппозицией. Встреча с лидерами оппозиционных партий состоялась 29 декабря. К переговорам был даже приглашен лидер партии «Процветающая Армения» Гагик Царукян, в отношении которого ведется уголовное дело, сугубо политизированное, по мнению многих.
Главным требованием оппозиции вполне ожидаемо была отставка Пашиняна без переходного периода. Фактически противники власти в Армении добиваются немедленного и полного ухода Пашиняна из национальной политики. Премьер в целом выразил готовность рассмотреть возможность своего ухода, но только при условии проведения досрочных выборов в 2021 г.
Стоит отметить, что это был сильный ход со стороны премьер-министра. Пашинян продолжает себя позиционировать в качестве первого в истории страны «народного» правителя, который получил власть от общества и соответственно может быть смещен со своего поста только по требованию Vox Populi. Современная же армянская оппозиция еще не сформирована и не имеет устойчивой народной поддержки. Помимо требований об отставке Пашиняна у оппозиционных партий нет каких-либо конструктивных предложений, в частности программы по выводу страны из кризиса, который в 2021 г. обещает ударить по Армении с новой силой.
Пока разочарование от поражения в войне все еще велико, социология показывает неутешительные для Пашиняна цифры. Около 50% граждан выступает за отставку премьера. Недовольство сильно и среди армянской интеллектуальной элиты. 130 профессоров Ереванского государственного университета языков и социальных наук им. В.Я. Брюсова подписали открытое письмо за отставку правительства. По этой причине Пашинян и эксплуатирует легистский подход, надеясь затянуть процесс переизбрания, позволив тем самым народному гневу утихнуть.
По последним сообщениям, армянский премьер-министр ушел на самоизоляцию «из-за сложной эпидемиологической ситуации» в стране. Уже несколько дней он не появлялся на публике. В частности, Пашинян пропустил рождественскую литургию, где, как сообщается, собрались противники премьера. Тем временем в Лондоне на вынужденный карантин ушел президент страны Саркисян, у которого диагностировали коронавирус. По всей видимости, после тяжелого окончания 2020 г. армянские политики взяли вынужденный тайм-аут для того, чтобы лучше подготовиться к новому раунду политического клинча.
Иван Сидоров