Те времена, когда британские политики раздавали политические клички соседям на континенте, похоже, безвозвратно ушли. Сегодня Британия стала «больным человеком Европы», пишет The New European. Такой вывод издание сделало после объявления нового бюджета Британии казначеем Джереми Хантом, который стал самым жёстким со времён Маргарет Тэтчер.
Позитивных новостей у Ханта для соотечественников не оказалось – Британия входит в крутое экономическое пике, которое продлится в лучшем случае до 2028 г. Из-за рекордной инфляции на уровне 11% реальные доходы домохозяйств сократятся на 7%. Для того, чтобы выравнять динамику ВВП, который в следующем году упадет на 1.4%, правительству необходимо закрыть 50-миллиардную дыру в бюджете и сократить расходы, которые продолжают расти ввиду энергетического кризиса. В 2023 и 2024 гг. будут сделаны рекордные займы – порядка £317 млрд – а также расширена налоговая база – примерно на 3.2 млн человек.
«Я не могу вам предложить ничего кроме крови, пота и слез», – произнёс в своей знаменитой речи Уинстон Черчилль. Но то был Черчилль, и была война. А что сегодня? Министерские метания Лондона не помогли уйти от признания тяжелой экономической реальности, но пока консервативный истеблишмент не называет главную причину всех неурядиц. А между тем ни для кого не секрет, что тори сами спровоцировали нынешний кризис, объявив в 2016 г. Брекзит.
Британцы расплачиваются за собственный национальный эгоизм. Эксперты сразу предупреждали Лондон, что рвать отношения с крупнейшим в мире рынком единой Европы, от которого его отделяет всего лишь 50 км холодных вод Ла-Манша, ужасная авантюра. Но экономисты из Сити уверяли, что Британия легко перенаправит торговые потоки и не сдерживаемая европейскими ограничениями выйдет на новый уровень финансовой независимости. Но не вышла.
Сколотить по-быстрому собственный торговый альянс не получилось – переговоры со странами Британского содружества зашли в тупик, и даже Соединенные Штаты не торопятся протягивать англосаксонскую руку помощи через Атлантику. Как итог: лондонская фондовая биржа уступила парижской статус крупнейшей в Европе.
«Больной человек Европы». Карикатура Майкла Роусона
Новый премьер-министр Сунак требует признать ошибки «первых постбрекзитовых лет» и призывает тщательнее планировать торговые проекты Альбиона. Тон британских чиновников по отношению к европейским коллегам также явно смягчился с приходом Сунака. Но при этом консерваторы в целом по-прежнему отказываются признать главное – миру не нужна «Глобальная Британия», он прекрасно обходится без неё.
На это прямо указало информагентство Bloomberg по итогам саммита G20 на Бали. В материале An Emerging New World Isn’t Waiting for the UK (В формирующемся новом мире никто не ждёт Британию) отмечено, что мир не станет ждать пока Лондон починит финансы или разберётся с министерской чехардой. Британия не может конкурировать с США, КНР или Россией, а в наступающем многополярном мире куда важнее новые лидеры, такие как Турция, Индонезия или Египет. Ярчайшим подтверждением этих слов стал отказ лидера КНР Си Цзиньпина проводить переговоры с Риши Сунаком, хотя он уделил внимание практически каждому лидеру Двадцатки.
Национальная гордость, подтолкнувшая британцев к выходу из Европейского союза, не только сделала Британию маргиналом на международной арене, но и нарушила внутриполитический баланс. Северная Ирландия, связанная тесными торговыми отношениями с Ирландской республикой, требует для себя особого экономического режима, который позволил бы ей сохранить отношения с ЕС. Это требование горячо поддерживают и на континенте. В последних числах ноября на улицы вышли шотландцы в знак протеста против решения Верховного суда об отказе в проведении повторного референдума о независимости в 2023 г. Британская корона становится слишком тяжелой для пожилых плеч Карла III.
Риши Сунка привёз президенту Зеленскому недобрую весть
Главной геополитической игрушкой Лондона до последнего времени оставалась Украина. На боевые действия, пусть и в далекой восточноевропейской стране, можно было списать провалы сначала кабинета Джонсона, а потом и его доверенного лица Трасс. Но тема Украины в Британии, да и в Европе в целом, стала слишком токсичной. Европейским лидерам удалось в конце концов убедить избирателя в том, что все их беды действительно связаны с «происками плохого Путина». Но вместо тотальной поддержки они получили зреющий бунт. Два глиняных петуха, которые Борис Джонсон привез из Киева, оказались слабым оправданием для тяжелейшего за последние полвека кризиса.
Поэтому даже Украина – любимое дитя так и не возродившейся Британской империи – также уходит в официальной повестке на второй план. Во время недавнего визит в Киев Риши Сунак клялся в вечной любви и верности Крещатику, но инсайдеры отметили, что в действительности британский премьер призывал Зеленского занять более реалистичную переговорную позицию и принять так называемую «формулу Салливана» – полумифический американский план мира. Сунак и Зеленский обменялись протокольными любезностями в социальных сетях, но в реальности между вчерашними братьями пробежал холодок.
Приоритетной задачей для Британии становится восстановление отношений с Европейским союзом, заключает британская The Times. Высокопоставленные чиновники из кабинета Сунака, включая казначея Ханта, намерены переформатировать торговые связи Британии и ЕС по «швейцарской модели», ликвидировав большинство торговых барьеров, созданных кабинетом Джонсона. Тема Брекзита перестает быть табуированной для широких общественных дискуссий. «Больной человек» встает на длительный путь реабилитации.
Иван Сидоров