Иран хотят вывести из альянса с Россией ударами беспилотников

В ночь с 28 на 29 января Исламская Республика Иран подверглась нападению с применением БПЛА. Министерство обороны сообщило о трех ударах по военным объектам в Исфахане, которые были отражены ПВО, однако данные из СМИ и социальных сетей указывают на то, что ударов было больше. Анализ ущерба усложняет тот факт, что в момент ударов в северо-западной части страны произошло землетрясение магнитудой 5.9 баллов, которое вызвало дополнительные разрушения.

В СМИ появилось несколько версий. По одной из них, атака могла быть совершена с территории Турции, а точнее Турецкого Курдистана. В соответствии с другой военную провокацию устроил Азербайджан в ответ на нападение на азербайджанское посольство в Тегеране несколькими днями ранее. Вспомнили даже Организацию моджахедов иранского народа (ОМИН), которая ещё в 1970-х воевала против ИРИ на стороне Баас. Но крупные международные издания, включая Wall Street Journal и Reuters, практически сразу указали на то, что нападение было организовано Израилем.

За неделю до ударов по Ирану с внеплановым визитом в Израиль прибыл директор ЦРУ Уильям Бернс. Сообщается, что обсуждались вопросы региональной безопасности, иранская ядерная программа, а также крепнущий российско-иранский военно-политический альянс. В понедельник государственный секретарь Энтони Блинкен прибыл в Израиль в рамках трехдневного тура по Ближнему Востоку, пообещал дальнейшую поддержку в противодействии «иранской угрозе» и заявил, что администрация Байдена вовсе не исключает вариант применения силы против ИРИ.

Не осталась в стороне и украинская сторона. Советник главы офиса президента Подоляк приветствовал атаки в своем Твиттере и пригрозил Тегерану словами «Украина вас предупреждала», что послужило поводом для вызова украинского посла в иранский МИД. Киев подозревает Иран в том, что тот поставляет России вооружения – в первую очередь БПЛА Shahed-136, центр производства которых, по некоторым данным, находится в Исфахане. При этом ни сам Киев, ни США не представили убедительные доказательства связей между российским и иранским ВПК.

Помимо Израиля госсекретарь Блинкен посетил Египет и Оман, а вслед за ним в ближневосточное турне отправился заместитель министра финансов США Брайан Нельсон. Главная цель его миссии состояла в том, чтобы принудить правительства Турции, ОАЭ и Омана исполнять американские рестрикции в отношении России. А в воскресенье 29 января в Иран прибыл министр иностранных дел Катара, который, как сообщается, привез новые предложения по СВПД от США.

Во вторник, 31 января было анонсировано «экстренное» обращение президента ИРИ к нации. Правда, довольно быстро из «экстренного» оно было переквалифицировано в посвященное очередной годовщине Исламской революции. При этом тональность выступления Раиси была показательно сдержанной с большим акцентом на внутриполитические процессы в связи с недавними протестами молодежи.

На основе всех фактов вырисовывается такая картина, что атаки израильских дронов на объекты в Исфахане являются частью усилий США по формированию на Ближнем Востоке антироссийского фронта. В частности, для того, чтобы не допустить дальнейшего укрепления российско-иранского стратегического союза, США подбирают новую стратегию отношений с Ираном. Используя силовые и дипломатические методы, они хотят вынудить ИРИ отказаться от поддержки России, тем самым ужесточив давление на Москву.

Намерения Вашингтона хорошо понятны Тегерану. 1 февраля в издании Tehran Times вышла статья, которую можно считать своеобразным ответом. В ней отмечено, что не Тегеран был инициатором разрыва ирано-американских отношений, а Вашингтон. СВПД, остающийся единственным рабочим механизмом в отношениях между ИРИ и Западом, сам по себе не столь ценен для Тегерана, как признание его законных интересов и отмена неправомерных санкций. Сегодня региональная безопасность является приоритетом для иранского правительства, поэтому вооруженные акции, подобные атаке на Исфахан, не способствуют достижению взаимопонимания.

Иван Сидоров