Дипломатический год для России начался с активизации контактов со странами Африки. Менее чем за два месяца глава российского МИДа Сергей Лавров совершил два турне по Африке, посетив в общей сложности семь стран. С 23 по 26 января Лавров побывал в ЮАР, Эсватини, Анголе и Эритрее, а с 7 по 9 февраля – в Мали, Мавритании и Судане.
География африканского тура Лаврова весьма обширна: российский министр охватил практически все макрорегионы – Южную и Западную Африку, пояс Сахеля и Африканский рог. Развитие всестороннего партнерства со странами Африки входит число важных приоритетов внешней политики России. Об этом Сергей Викторович сам написал в прошлом году в программной статье для африканских изданий.
Критики России считают, что активизации африканской повестки является попыткой открыть «второй фронт» против Запада и компенсировать убытки от спада в отношениях со странами ближнего зарубежья. У некоторых, например, у МИДа Германии, сближение России со странами Африки даже вызывает смех, чем ведомство к удивлению африканских партнеров поспешило поделиться в социальных сетях.
Россия действительно видит массу возможностей на африканском континенте, где она может выступать не только как экспортер продовольствия и ресурсов, но и готовой продукции, и отечественных «ноу-хау», что принципиально важно в условиях санкционной войны. А «второй фронт» в Африке был открыт полтора десятилетия назад, когда Китай, реализуя стратегию Пояса и Пути, потеснил старые «колониальные» державы.
Хотя Россия подключилась к африканской гонке относительно недавно, она, по мнению многих обозревателей и политиков, добилась немалых успехов. Как отметил Питер Фам, посол США в регионе Сахеля при администрации Трампа, дипломатический подход России построен на прагматизме, что позволяет добиваться больших результатов при минимальных затратах. Способствует российскому продвижению в регионе советское наследие, а также общая усталость африканских стран от Запада.
Если поначалу действия России на континенте были хаотичными и заключались в использовании открывающихся возможностей (помощь в борьбе с джихадистами, подготовка национальных кадров, организация добычи полезных ископаемых и т.д.), то сегодня, когда в Западной Африке произошла череда пророссийских переворотов, а американское санкционное давление встретило упорное сопротивление со стороны африканских элит, Москва стремится упорядочить политику на континенте в долгосрочную и устойчивую стратегию. По этой причине большое внимание африканскому вектору уделяет Сергей Лавров.
Так, в Мали глава российского дипломатического ведомства обсудил поставки удобрений, продовольствия и нефтепродуктов из России. Африканские государства наиболее сильно пострадали из-за ограничительных мер против российского с/х экспорта, и поскольку европейцы не исполняют свою часть «зерновой сделки», Россия решает продовольственную проблему Африки на двусторонней основе. Для того, чтобы обезопасить торговые отношения между Россией и Африкой, разрабатываются механизмы расчетов в национальных валютах и цифровых деньгах.
С правительствами Судана и Эритреи обсуждается возможность открытия пунктов материально-технического обеспечения (ПМТО). Опорные пункты на Красном море необходимы для налаживания новых цепочек поставок между Россией и Африкой и охраны торговых путей. Правительство Анголы предложило российской стороне рассмотреть вопрос возобновления прямого авиасообщения. Открывающийся в 2023 г. крупнейший на юге Африки аэропорт в Луанде может оказаться крайне удобен для прокладки авиамаршрутов в Латинскую Америку.
Интерес России к небольшому государству Эсватини (в прошлом Свазиленд) обусловлен наличием у него богатых природных ресурсов. За последние годы в стране были обнаружены крупные запасы кобальта, висмута, золота, алмазов, железной руды и редкоземельных металлов. Россия могла бы помочь правительству Эсватини в организации добычи и экспорта. Помимо прочего Эсватини входит в валютный союз Южной Африки, что рассматривается Москвой как возможность для преодоления валютных санкций.
В ЮАР позиции России не так сильны, как хотелось бы. Официально Претория занимает нейтральную позицию в российско-украинском конфликте и поддерживает усилия России и Китая по превращению БРИКС во влиятельную международную площадку, но южноафриканский оппозиционный «Демократический альянс» выступает против сближения с Москвой. За несколько лет до украинского кризиса местные суды под нажимом оппозиции заблокировали 70 млрд. сделку между правительством ЮАР и Росатомом по модернизации единственной в стране атомной станции.
Поэтому в ЮАР одна из важнейших задач Лаврова заключалась приведении российско-южноафриканских отношений в соответствие с формальным союзным статусом. Обсуждалось технологическое и финансовое сотрудничество, а также создание механизмов для увеличения объемов взаимной торговли – на текущий момент товарооборот между Россией и ЮАР составляет чуть более $1.1 млрд. На период с 17 по 27 февраля запланированы совместные морские учения России, ЮАР и КНР, и несмотря на протесты со стороны США они должны начаться в срок.
Вашингтон в целом очень чувствительно воспринимает распространение российского влияния в Африке. На рассмотрении Конгресса находится закон «О противодействии злонамеренной деятельности России в Африке» (Countering Malign Russian Activities in Africa Act). На основании этого закона правительство США намеревается добиться от африканских правительств выдавать данные о «лицах и организациях, прямо или косвенно нанятых Россией или связанных с ней финансово или политически». Разумеется, большинство африканских лидеров считают такой подход неуважительным и неправомерным. Подобные шаги лишь укрепляют представление об американцах как о новых колонизаторах.
В этом и заключается основное преимущество российского подхода к отношениям с африканскими странами. В отличие от США или стран Европы Россия предлагает партнерам из Африки равноправное сотрудничество, основанное на принципах взаимной выгоды и невмешательства. Москва не обещает пафосно решить проблему голода или войны на континенте, а готова поставить продовольствие или помочь в строительстве национальных вооруженных сил.
После возвращения Лаврова из второго африканского турне, результаты его работы обсудили в рамках специального совещания Совета безопасности. В июле 2023 г. в Санкт-Петербурге состоится второй саммит Россия-Африка, который должен символизировать наступление нового этапа в российско-африканских отношениях. Африканский вектор также будет закреплен в качестве одного из основных в новой Концепции внешней политики России, работу над которой ведомство Лаврова ведет с прошлого года.
Иван Сидоров