Между Мюнхеном и Москвой: Россия и НАТО готовят новую архитектуру безопасности

Последние несколько дней были очень богаты на международные события. C 17 по 19 февраля в Мюнхене проходила ежегодная конференция по безопасности. Россию на нее, разумеется, не пригласили, при том, что «русский вопрос» был главным. В очередной раз евроатлантические союзники демонстрировали единство и готовность бороться за Украину до конца. Особенно рьяно против России выступали союзники США на восточной оконечности Европы. Старая Европа в лице президента Макрона проявляла осмотрительную сдержанность.

Степень участия блока НАТО в российско-украинском конфликте действительно велика. По данным российской Службы внешней разведки, с декабря 2021 г. государства НАТО передали Киеву более  440 танков и 1 510 БМП, 1 100 комплексов ПВО, 9 800 ракет к реактивным системам залпового огня, 609 тыс. противотанковых выстрелов и 1 млн 206 тыс. снарядов. Но когда слово взял президент Зеленский, собравшиеся в Мюнхене не услышали от него ничего кроме привычного «ещё». А британский премьер Сунак добавил, что хорошо бы удвоить поставки вооружений Украине, а лучше учетверить.

Возможности стран НАТО в этом плане не столь безграничны, как это представляют себе в Киеве и Лондоне. ВСУ не хватает не только танков, но и боеприпасов, ракет, средств ПВО, БМП. Полностью уничтожен парк украинской боевой авиации, турецкие байрактары и самолеты, переданные странами бывшего Варшавского договора. Завод General Dynamics в штате Пенсильвания, работая круглосуточно, производит 11 тыс. 155-мм снарядов в месяц. Расход ВСУ за сутки составляет 7 тыс. ВС РФ за сутки выпускает в среднем 20 тыс. снарядов.

Технологичность натовского оружия становится ахиллесовой пятой западных спонсоров Киева. Для того, чтобы выравнять паритет с Россией им нужно перестраиваться на дорогостоящие военные рельсы, причем в условиях финансовых вызовов, нестабильных цен на энергоносители и усиливающегося противостояния с Китаем в АТР. Пока же США будут решать проблему дефицита вооружений, Украина может лишиться главного ресурса – человеческого. «Бахмутская мясорубка» показала, как локальное сражение может изменить обстановку на театре в целом.

При том, что положение ВСУ на фронте заметно ухудшилось после успешной летне-осенней кампании, Вашингтон продолжает требовать нового контрнаступления уже в марте, до прихода весенней распутицы. Это необходимо, как отмечает киевский политолог Д. Корнейчук, для поддержания «героического» медийного образа Украины, в то время как в реальности украинская армия из последних сил держит оборону Донбасса, а европейские «друзья» не торопятся передавать танки, не желая окончательно разрушать отношения с Россией.

Для того, чтобы поднять боевой дух украинской армии и заодно свой электоральный рейтинг в преддверии 2024 г., как гром среди ясного неба Джо Байден наведался в Киев, сразу после окончания конференции в Мюнхене. Ничего выдающегося публично Байден не сказал, кроме повторения данных ранее обещаний, но журналисты обратили внимание, что сопровождал американского президента Джейк Салливан, отвечающий за переговорный процесс. А это значит, что на Банковой обсуждали не только «грядущие победы».

Но главное событие восточноевропейского трипа Байдена состоялось на следующий день, 21 февраля в Варшаве. Накануне первой годовщины начала российской спецоперации, Байдену было важно продемонстрировать единство восточного фланга НАТО. Примерно за неделю пресс-служба Белого Дома анонсировала «историческую речь» Байдена, а также сообщила, что из Варшавы американский президент обратится к россиянам.

«Исторической» варшавскую речь Байдена можно назвать разве только из тех соображений, что от нее явно веяло духом поздней перестройки – слишком много в ней было необоснованного пафоса и экзальтации вокруг терминов «свобода» и «демократия». Она была посвящена «самым смелым людям на планете», которые, по словам Байдена, живут сегодня вдоль западной границы с Россией. К ним он причислил не только граждан Украины, но и Прибалтики, Польши, Молдовы и даже Беларуси, имея в виду беглых оппозиционеров.

Обращение к россиянам вышло, правда, довольно поверхностным. Байден заверил, что США не стремятся к «установлению контроля над Россией или её уничтожению», но на фоне обещаний «700 танков» для Украины и горделивого кокетства по поводу того, что против России установлен самый жестокий в истории режим санкций, который, к слову, Байден пообещал ужесточить, российская часть его речи звучала крайне неубедительно.

21 февраля было выбрано американской стороной не случайно. В этот день состоялось долгожданное послание президента РФ к Федеральному Собранию. Хотя российский лидер выступал за несколько часов до американского коллеги, содержательно речь Путина была ответом на варшавскую речь Байдена. В отличие от американского лидера Путин был более конкретен и реалистичен. Столкнувшись с беспрецедентным давлением со стороны Запада, Россия делает ставку на внутреннее экономическое развитие и укрепление отношений с незападными странами. От поставленных на Украине целей Кремль не отказывается.

В подтверждение этих слов в день послания Путина в Москву прибыл руководитель канцелярии комиссии ЦК Компартии Китая по иностранным делам Ван И, что было показательной демонстрацией прочности российско-китайской дружбы. В рамках мюнхенской конференции Пекин анонсировал собственный план мирного урегулирования для Украины, который будет представлен на следующей неделе. Тем временем российские и китайские ВМС совместно с коллегами из ЮАР проводят учения в Индийском океане.

За год интенсивного противостояния с Россией США приходят к выводу, что не смогут добиться полного стратегического поражения Москвы. Россия справляется с санкционным давлением, наращивает контакты на дальнем дипломатическом контуре, а российская армия успешно адаптируется к новым вооружениям с Запада, противопоставляя им новейший разработки отечественного ВПК.

Единственным выходом из украинского кризиса станут переговоры о безопасности в Европе, попытки к которым были предприняты в начале прошлого года. Приостановление участия России в СНВ-III – это фактически приглашение к диалогу на новых условиях. Издание Deutsche Welle считает, что Вашингтону стоит принять это предложение сейчас, пока не закончена донбасская операция, потому как, когда падет эта линия обороны, ничто не сможет остановить дальнейшее продвижение русских к Днепру. В этом случае переговорная позиция США окажется гораздо менее выгодной.

 

Иван Сидоров