Армения и Азербайджан между Москвой и Брюсселем

В период с 8 по 16 ноября на армяно-азербайджанской границе в районе Кельбаджара и Лачина произошла серия военных инцидентов. Сообщается о шести погибших с армянской стороны и семи с азербайджанской. Тринадцать военнослужащих Армении были взяты в плен. Оборонные ведомства Армении и Азербайджана обвинили в нарушении режима прекращения огня друг друга, однако данные со спутников указывают на то, что наступление вели азербайджанские силы.

На этот раз, однако, конфликт возник не на пустом месте. 9 ноября, ровно год спустя с переговоров в Москве, положивших конец 44-дневной войне, должна была состоятся трехсторонняя встреча лидеров Азербайджана, Армении и России. На повестке дня стоял вопрос о подписании двух документов – о демаркации границы и разблокировании транспортных коммуникаций. Но дипломатам трех стран не удалось достичь предварительного консенсуса, поэтому встречу решено было перенести.

Основная проблема трехстороннего диалога Москвы, Баку и Еревана заключается в том, что ввиду юридического несовершенства Заявления от 10 ноября каждая из сторон трактует его пункты по-своему. Азербайджан, форсирует процесс демаркации, намереваясь тем самым закрыть вопрос о статусе Нагорного Карабаха, а также, ссылаясь на пункт о деблокировании коммуникаций, добивается скорейшего открытия Зангезурского коридора в Нахичевань и Турцию. Преследуя свои цели, Баку вынес конфликт за пределы Нагорного Карабаха в Сюникскую и Гехаркуникскую области Армении. В результате, по данным Еревана, около 41 кв. км суверенной территории Армении оказалось под контролем Азербайджана.

В таких условиях поддерживать мирный диалог достаточно сложно. Ереван опасается, что новые уступки Азербайджану и открытие транзита в Турцию через Сюникскую область приведут к полной утрате контроля над южными рубежами страны, где проходит важная для Армении граница с Ираном. Поэтому в период ноябрьской эскалации с Азербайджаном Ереван обратился к Москве за военной помощью на основании Договора о дружбе от 1997 г.

Москва в итоге вмешалась, и после телефонных переговоров министров обороны трех стран 16 ноября боевые действия на армяно-азербайджанской границе прекратились. Министр иностранных дел РФ С. Лавров позже отметил, что встреча руководства Армении, Азербайджана и России также активно обсуждается и обязательно состоится, когда стороны будут готовы.

С учетом нынешнего расклада перспективы карабахского урегулирования весьма туманны. Баку настаивает на демаркации на основании советских административных границ, при том, что сам Азербайджан считает себя правопреемником просуществовавшей с 1918 по 1920 гг. Азербайджанской Демократической Республики, в состав которой входила Сюникская область под названием Зангезурской. В Армении по Конституции изменение государственных границ может быть произведено только по итогам референдума. Даже если страны смогут найти точки соприкосновения и проведут демаркацию, это решение должно быть завизировано ООН. Однако ООН не примет решения, принятого в обход Минской группы ОБСЕ, и в результате новые границы на Кавказе окажутся нелегитимными с точки зрения международного права.

Ереван был бы не против более активного участия в кавказской политике других игроков, прежде всего Европы и США. Во время ноябрьской эскалации армянские дипломаты вступили в переговоры с коллегами из США, Франции и Ирана. Однако западные страны несмотря на недовольство в связи с действиями России проводят очень осторожную политику в регионе и готовы к посредничеству только на своих условиях и без военного вмешательства. Иран же не обладает достаточным авторитетом, чтобы взять на себя роль посредника. Кроме того, его вовлечение, как показали октябрьские учения на Араксе, может привести к затягиванию и расширению конфликта.

Поэтому единственным путем для движения вперед для Армении и Азербайджана остаются двусторонние переговоры и взаимные компромиссы. На данном этапе странам следует сконцентрироваться на создании механизмов контроля на линии соприкосновения, чтобы прекратить военные столкновения и обеспечить устойчивый мир в зоне конфликта.

Такая договоренность предварительно была достигнута. 20 ноября состоялись телефонные переговоры между лидерами Армении и Азербайджана при посредничестве главы Евросовета Шарля Мишеля. Было условлено, что между оборонными ведомствами двух стран будет создана прямая линия связи для предотвращения пограничных инцидентов в будущем. Кроме того, Алиев и Пашинян согласились встретиться в декабре в Брюсселе в рамках саммита Восточного партнерства.

Таким образом в карабахском урегулировании появилась новая важная дата – 15 декабря. Используя трудности в переговорном процессе под патронатом России, Европейский союз решил проявить инициативу и вернуться в кавказскую политику в качестве эффективного брокера. Как свидетельствуют появившиеся утечки, ЕС предложит Баку и Еревану максимально обширную рабочую повестку с целью перенести центр Карабахского урегулирования из Москвы в Брюссель. Однако примут ли ее Армения и Азербайджан, учитывая ограниченность европейских возможностей на Кавказе – большой вопрос.

 

Иван Сидоров

Фото:

https://ru.armeniasputnik.am/20211118/rol-rossii-v-uregulirovanii-sporov-mezhdu-baku-i-erevanom-vozrastaet—putin-35496701.html

https://www.bbc.com/russian/news-59308292